В Казахстане планируют ужесточить валютное регулирование. К чему это может привести - обзор телеграм-канала @tengenomika.
Во-первых, Нацбанк в новых правках норм валютного регулирования и контроля предлагает с 1 января 2020 года ограничить работу обменных пунктов с 10 утра до 7 вечера. Вместе с этим, ужесточаются требования к самими юрлицам-обменникам. Теперь владельцам обменных пунктов будет необходимо постоянно на счету иметь минимум 20% от суммы уставного капитала, а сам размер уставного капитала должен составлять сумму не менее эквивалента в 100 млн. тенге. В тоже время, вероятно, теперь физические лица смогут покупать валюту в обменных пунктах «под запись», а именно с указанием ФИО, ИИН и других идентификационных данных. Это, что касается «розничного» валютного рынка страны.
Во-вторых, Нацбанк совместно с Минфином «в рамках» противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, или так называемого ПОД/ФТ, ужесточается регулирование и контроль также в секторе «оптового» валютного рынка. В частности, теперь банки имеют законное основание «затянуть» время рассмотрения заявки физических и юридических лиц по приобретению иностранной валюты в крупных размерах на предмет отмывания нелегального дохода или финансирования терроризма. При этом создается множество бюрократических возможностей, согласно которым можно отклонить любую заявку. Вместе с тем, размеры разовых заявок на покупку безналичной инвалюты жестко ограничиваются для физлиц – 1 млн. USD, для юрлиц – 5 млн. USD, а сама заявка должна подаваться за три дня до совершения операции покупки валюты.
Если в отношении ограничений «розничного» валютного рынка пока еще предполагаются «общественные слушания», и сами нормы планируется ввести в действие с нового года, то с «оптовкой» вроде бы как все уже решено.
Теперь попробуем разобраться зачем все это нужно и к чему приведет.
Однозначно, такими регуляторными мерами Нацбанк хочет более «ручной» курс тенге, который знатно мог «потрепаться» из-за случившегося оттока капитала резидентов страны в первом квартале этого года. Также заметно растет объемы покупок физлицами валюты в обменниках. Но это всего лишь последствия. Причины другие, и они известны многим. Это отсутствие уверенности казахстанского крупного бизнеса в том, что их собственность никто не отожмет, тем более в период так называемого «транзита власти» (отсюда и бегство капитала); это острейший кризис доверия населения страны к действиям, коммуникациям и в целом к политике Нацбанка после череды внезапных (для населения) девальваций тенге, которые сопровождались твердыми обещаниями иного исхода (отсюда и систематические набеги населения на обменники); это отсутствие притоков прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в ненефтяные сектора экономики, и постоянный «отток» ПИИ из нефтянного сектора в виде дивидендов (отсюда и огромные дыры в текущем счете платежного баланса).
ФОТО: kapital.kz