НПП «Атамекен» в очередной раз призывает Министерство индустрии и инфраструктурного развития РК дать официальное письмо-подтверждение о задержках грузов на границе с Китаем. Этот документ позволит предпринимателям оформить форс-мажор и избежать штрафных санкций со стороны контрагентов.
Количество брошенных казахстанских вагонов в направлении Китая уже 7 тысяч. Многие грузы не могут двинуться с места более 40 дней. Отечественный бизнес терпит убытки, китайские партнеры грозят штрафами за срыв поставок. При этом в профильных ведомствах по-прежнему разводят руками, обещая в очередной раз обратиться в правительство КНР за разъяснением ситуации. Во Внешнеторговой палате Казахстана пояснили, что для оформления форс-мажора необходимы официальные документы, постановления об ограничениях. Иначе оснований для признания срыва поставок форс-мажором нет.
Глава ТОО «Северное зерно» Евгений Карабанов рассказал, что у компании на пути к станции «Достык» стоит 17 вагонов, срок простоя некоторых растянулся до 42 суток.
«Часть вагонов стоит на станции «Достык», часть в Нур-Султане, Акколе и находятся без движения. У нас нет никакого официального документа ни с казахстанской стороны, ни с китайской. Без официального письма правила форс-мажора не применимы и госорганы не дают разъяснений. К сожалению, КТЖ не является госорганом, и информация от них не может стать основой для оформления документа форс-мажора. Мы же полгода говорим, дайте экспортерам документ, что ситуация возникла по причине неприема вагонов со стороны Китая», - обратился к МИИР РК Евгений Карабанов.
При этом китайские партнеры, по просьбе компании обратились к властям своей страны. Китайская сторона ответила, что Казахстан не подает вагоны.
«Как вагоны подадут, мы их и разгрузим, так ответили нашим партнерам», - добавил спикер.
АО «НК «Продкорпорация» еще в октябре отправило 438 вагонов в сторону Китая, однако границу смогли пройти лишь 60 вагонов.
Представитель «Зернового союза Казахстана» Шокан Бадыхан добавил, что это проблема ни одного месяца, а казахстанским предпринимателям грозят штрафы за невыполнение договорных обязательств.
«По последней информации мы поняли, что было совещание с КНР и было заключено соглашение, что будет подготовлено официальное обращение к правительству, удалось ли договориться? Есть информация, что в течение первого квартала 2021 года ситуация останется на повестке дня и это осложнит нашу работу», - отметил Шокан Бадыхан.
По информации исполнительного директора по планированию перевозок ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки» Нуржана Кельбуганова, никаких проблем с подачей вагонов со стороны перевозчика нет. Более того, в КТЖ отменили ранее объявленные запреты. На сегодняшний день остается лишь запрет на погрузку крытых вагонов с зерновыми и масленичными культурами, из-за отказа китайской стороны принимать крытые вагоны.
«Наши вагоны не принимает китайская сторона. Отчасти, задержки со стороны КНР связаны с ужесточением на границе и противоковидными мероприятиями: ПЦР-тестирование грузчиков, проверки грузов. В целом отмечу, что компания принимает системные меры по снижению брошенных вагонов, по изменению технологии погрузки, и все они дают положительные результаты. С 15 ноября, когда пропускная способность опустилась до 6-7 поездов в сутки, мы смогли добиться результата в 12-13 поездов, это 450-500 вагонов в сутки. Мы постоянно на связи с китайской железной дорогой, однако проблема пока не решается», - рассказал Нуржан Кельбуганов.
КТЖ, как нацперевозчик, намерен самостоятельно обратиться к правительству КНР.
НПП «Атамекен» неоднократно обращалась в комитет транспорта и МИД для помощи в решении проблемы. Было направлено письмо в правительство, с просьбой провести переговоры с китайской стороной на уровне глав правительств.
«Мы просили посла Казахстана в КНР и МИД РК посодействовать в решении вопроса либо дать нам документ с указанием точных дат по запрету со стороны КНР, чтобы предприниматели могли апеллировать бумагой в общении с партнерами и не получали штрафы. Но официальных документов к нам не поступало», - сказал эксперт департамента логистики и перевозок НПП РК «Атамекен» Дархан Муратханов.
К тому же в «Дорожной карте по решению вопросов перевозки грузов железнодорожным транспортом в направлении КНР» прописан пункт по предоставлению письма от уполномоченного органа в области транспорта КНР о сложностях перевозок ж/д транспортом, однако с августа ни одной бумаги из Китая не поступило.
«Мы совместно с КТЖ неоднократно обращались в администрацию китайских железных дорог, обращались в МИД РК, вы это знаете. Давайте мы от себя подготовим письмо по текущей ситуации на границе и направим его всем предпринимателям через Нацпалату», - прокомментировал ситуацию заместитель председателя Комитета транспорта МИИР РК Жанибек Тайжанов.
Дархан Муратханов подчеркнул, что для оформления форс-мажора необходимы точные даты запретов.
«Мы просим, чтобы в вашем письме были отражены временные рамки введенных запретов и ограничений», - обратился к министерству Дархан Муратханов.