Курс валют:

      Мошенничество как индикатор растущей глупости

      07 февраля, 12:45

      Число регистрируемых случаев мошенничества и интернет-мошенничества в Казахстане за 10 лет увеличилось втрое. А в 2020 году на фоне снижения числа преступлений серьёзно выросла их доля. Политолог Марат Шибутов проанализировал данные за декаду и пришёл к неприятному выводу о том, что население Казахстана, к сожалению, не становится более грамотным и устойчивым к мошенническим схемам, а возможно даже наоборот — становится всё более простой жертвой для преступников. Это важная тема, связанная и с уровнем медиаграмотности, поэтому мы публикуем данное мини-исследование для читателей Factcheck.kz, слегка смягчив авторскую стилистику.

      Среди великого множества преступлений, есть одно, где жертва часто вносит свой вклад не меньше преступника и это мошенничество. Жертва убийства — не виновна, жертва кражи — не виновна, а вот жертва финансовой пирамиды, как правило, не только сама принесла мошеннику деньги, но и затащила туда своих родственников, друзей и коллег, став в каком-то смысле соучастником. Можно возразить — «есть же хитрые варианты обмана!». Они есть, мы их видим в голливудских фильмах. Но в Казахстане, точно как в песне кота Базилио и лисы Алисы, мошенники делают все прост

      о и целят в три основных качества потенциальных жертв — глупость, честолюбие (хвастовство) и жадность.

      Глупцы оформляют на себя чужие кредиты — «брат, да я каждый месяц погашать буду». Честолюбцы покупают фальшивые награды — «вам присвоено звание лучшего бизнесмена Евразии, оплатите 5000 евро, и мы вручим вам приз в Женеве». Жадины ведутся на целый ряд приманок — «есть тема купить дешево квартиру/участок/черную камри, но задаток надо нести сейчас, а то сорвется». Про все виды мошенничества появляется огромное число новостей в СМИ, но — парадоксально — осведомленность не спасает перечисленные три категории граждан и с каждым годом тенденция все хуже. Даже самые схематически простые и вроде бы очевидные схемы развода в нашей стране обречены на успех и находят своих жертв.

      Возьмем данные Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры. С одной стороны мы видим рост до 2013 года в ходе кампании по учету всех преступлений, а затем число мошенничеств колеблется в районе 30-35 тысяч преступлений в год. Кажется, что это немного, не так ли?

      На деле же доля мошенничеств с каждым годом увеличивается. Мошенничество стало вторым по распространенности типом преступлений в Казахстане — второе место после краж.

      На руку мошенникам играют и карантинные ограничения — в то время как число остальных преступлений средней тяжести сократились на 30-60%, число мошенничеств осталось на том же уровне — потому что оно использует интернет. Раньше мы думали, что люди найдут во Всемирной сети знания, а они нашли там множество методов обирания людей с неразвитым критическим мышлением.

      Как отмечает Генеральная Прокуратура, «…Быстрые технологические процессы, интернет, блокчейн, которые предоставляют коммуникацию, анонимность и конспирацию открывают массу возможностей для интернет-мошенничества и организованной трансграничной преступности при слабом уровне борьбы с киберпреступностью. Свидетельством этому являются возросшие интернет-мошенничества в 300 раз (с 45 в 2015 году до 14 220 в 2020 году) и финансовые пирамиды, активно рекламирующие свою деятельность в интернет-пространстве в 30 раз (с 6 до 181)».

      Для сравнения — в соседней России доля мошенничеств составила 16,3% от всех преступлений, что меньше нашего, но и там мошенничество на втором месте после краж по распространенности.

      Растет и число людей пострадавших от мошенничества — в 2015 году их было 11 234 человека, а в 2020 году уже 32 182 человека. Если рост продолжится, то пострадавших будет и 40, и 50 тысяч человек в ближайшие 5 лет.

      -ролик про открытие известной финансовой пирамиды Questra в Астане — 78 000 просмотров
      -ролик «Как распознать финансовую пирамиду» — 103 просмотра
      -ролик «Как уберечь себя от финансовых мошенников» — 134 просмотра

      Теперь к главному — к деньгам. В прошлом году в Казахстане была критическая ситуация с коронавирусной инфекцией, которая продолжается и сейчас, и эта критическая ситуация по всей видимости полностью отключила критическое мышление у наших сограждан. Произошел чудовищный рост ущерба — в 4 раза! Установленные 242 миллиарда тенге ущерба — на самом деле только часть того, что забрали мошенники, ведь многие обманутые в полицию попросту не обращались. Гипотетически мы можем говорить о выманенных 400-600 миллиардах тенге, которые в большинстве случаев к их владельцам уже никогда не вернутся.

      Почти в одной упряжке с мошенничеством идут еще 2 похожих преступления, которые также существенно прибавили в нанесенном ущербе — это «Присвоение или растрата вверенного чужого имущества» (ущерб на 29 миллиардов тенге) и «Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием» (ущерб на 56 миллиардов тенге). Для сравнения: все кражи, которые составили около 50% преступлений, нанесли ущерб в 7,5 миллиардов тенге, что в десятки раз меньше ущерба от мошенничеств.

      Мошенничество стало крайне выгодным преступлением в прошлом году — средний ущерб от одного преступления вырос с 1,9 миллионов тенге до 7,2 миллионов тенге, практически в 4 раза. На деле это означает полное разорение гражданина, который попал в поле зрения мошенников, такой ущерб вряд ли возможно восполнить среднестатистическому казахстанцу (см. данные по медианной и модальной зарплатам).

      Самое главное в том, что такие деньги не просто обогащают преступников, они еще и повышают их уровень — технический, организационный, вих озможности по коррумпированию представителей власти. А самое опасное в том, что такие большие доходы привлекают больше преступников с более высокой квалификацией — мошенников будет больше, они будут умнее и технически грамотнее. Соответственно, и бороться с ними будет намного труднее.

      Что еще говорят нам данные об ущербе от мошенничеств и такое распространение этого вида преступлений? А говорят они следующее:

      -То падение уровня образования, об опасности которого годами предупреждали эксперты, наконец дало свои плоды — средний казахстанец настолько лишен критического мышления и медийно неграмотен, что представляет собой жертву даже для самого простого мошенника. работающего по лекалам десятилетней давности (некоторые простейшие схемы в Казахстане работают годами). Вторым плодом этой ситуации стало появление движения ультраправых традиционалистов-конспирологов, но это уже другая тема.

      -Наша система образования, включая различные программы по разъяснению правовых норм и финансовой грамотности, не дает казахстанцу знаний об элементарных правовых нормах и умения подсчитать проценты на уровне 3 класса.

      -Мошенничество у нас следует рассматривать в большей степени (кроме случаев с детьми, инвалидами и стариками), как налог на глупость. Тут невозможно работать исключительно методами полиции, поскольку глупец вновь понесет деньги в очередную финансовую пирамиду. Необходимо работать на повышение уровня финансовой и правовой грамотности населения. При этом совершенно непонятно, что с этим делать — общество глупеет на глазах, а самое печальное — сопротивляется попыткам поднять уровень грамотности.

      -Несмотря на утверждения, что доходы населения падают, деньги для мошенников как-то находятся и как мы видим по статистике — в достаточно больших объемах. Этакий сомнительный повод для оптимизма для нашего правительства. С другой стороны, возможно деньги жертвы берут в кредит, и тогда это становится проблемой не только жертв, но и финансовых организаций, которые их кредитовали.

      -Образовательный разрыв продолжает расти, поэтому у людей с высоким уровнем грамотности всегда будет большой соблазн воспользоваться низким уровнем окружающих, причем даже не нарушая закон. Для юридически грамотного человека с низким моральным уровнем наша страна наполнена кошельками на ножках, которые просто жаждут, чтобы у них забрали деньги.

      -Новые технологии сделали мошенничество дистанционным и достаточно безопасным для преступника. Казахстанцы не в силах даже запомнить, что нельзя слать фото своей банковской карточки с обеих сторон кому попало, а против фишинга защиты нет почти никакой.

      - В очередной раз хочу повторить: мы снова переживаем опыт 1990-х годов, то есть — слома прежней экономической модели и связанных с ней общественных отношений. А как вы помните, побочным результатом 1990-х был рост мошенничества и финансовых пирамид. Думаю, в 2021 году всевозможных пирамид мы увидим еще больше.

      Статья с сайта factcheck.kz.

      Опрос

      Оцените Послание Токаева от 01.09.2022 по шкале, где "5" - очень понравилось, "1" - абсолютно не понравилось

      Результат

      Мнение

      Ирина Смирнова, депутат
      Улучшенный стандарт за наш счет?
      Ирина Смирнова, депутат
      На детях экономить нельзя!
      Газиз Абишев, политический обозреватель
      Нынешний Кабинет Смаилова не справился
      Олжас Кудайбергенов
      Тугжанову даже поселок доверить нельзя, а тут целый вице-премьер!
      Данияр Ашимбаев, политолог
      Троечники...
      Ирина Смирнова, депутат
      Не нужно нашей стране это министерство
      Данияр Ашимбаев, политолог
      Ситуация в Центральной Азии к спокойствию не располагает
      Другие статьи