В редакцию Elitar.kz. регулярно поступают жалобы на работу системы электронного билетирования "Толем".
Вопросы и жалобы примерно одного характера: "Почему на работают терминалы?", "Я купил карту, а плачу наличными. Кондукторы говорят, что терминал не работает? Почему до сих пор не наладили систему?"
А и правда, почему? Систему безналичного расчета в шымкентских автобусах внедрили в октябре. Прошло четыре месяца, а проблемы остаются.
В декабре даже открыли центр обслуживания "Толем", основной задачей которого, является прием жалоб предложений от населения. Судя по количеству звонков с жалобами в редакцию, можно предположить, что фронт-офис должен их получать в разы больше.
Есть ли реакция на жалобы ни утверждать, ни опровергать не можем. Но то, что система действительно работает с перебоями - факт.
Между тем, транспортные компании уже подняли вопрос повышения тарифа за проезд в общественном транспорте в конце прошлого года на очередном заседании Отраслевого комитета транспорта и логистики с участием руководства Управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог, бизнес-ассоциации и представителей бизнеса в сфере организации регулярных пассажирских перевозок.
Председатель
ОЮЛ в форме ассоциации «Южавтотранс»
Каюпов Дархан, пояснил, что
действительно есть факты по нескольким
маршрутам, нарушения интервалов между автобусами маршрутов
(вместо 15 минут – 30-35 минут). Это в основном
связано с тем, что в вечернее время
(после 19-30 и 20:00 часов) значительно
снижается пассажиропоток, отсутствием
субсидирования убытков, увеличением
расходов перевозчиков и ряд других
причин. Тариф на перевозку пассажиров
в Шымкент является одним из самых
низких по Казахстану, последний
пересмотр тарифов производился в 2015
года. При этом, не учитываются те факты,
что с 2015 года значительно выросли цены
на запасные части и детали, ГСМ.
В результате совместного обсуждения выработано предложение инициировать в местные представительные и исполнительные органы предложение о пересмотре тарифов на проезд пассажиров городским транспортом.
В общем, "старые песни о главном"! Только вот, что интересно. Учитывая, что "Толем" работает с перебоями,пассажиры рассчитываются наличными. Получается, что проезд уже подорожал и для обладателей карты, и для тех, у кого ее нет.
Сетуют на нерентабельность. Это вполне понятно - теперь в нынешний тариф еще входит и оплата обслуживания системы электронного билетирования. Но стоит отметить, подобные заявления звучать всякий раз, когда встает вопрос тарифов. Только почему-то после того, как стоимость увеличивается, автобусы в вечерние часы график все равно не соблюдают. Это подтвердит любой житель Шымкента. Добраться до дома после 20-00 на городском общественном транспорте очень сложно даже в центре города. Что уж говорить об окраинах...
Еще один интересный факт. В 2018 году вице-министр по инвестициям и развитию Роман Скляр правительственном часе в сенате парламента сказал:
«На сегодняшний день в 7 городах страны (Шымкент, Павлодар, Тараз, Кызылорда, Актобе, Кокшетау и Петропавловск) функционируют системы спутникового мониторинга. До конца текущего года планируется запуск таких же систем еще в 7 областных центрах (Уральск, Караганда, Усть-Каменогорск, Актау, Талдыкорган, Костанай, Атырау)».
То есть в Шымкенте работает система спутникового мониторинга, есть также Центральная городская диспетчерская, а порядок в графиках навести так и не получается. И до сих пор, сколько с ними ни борются(а борются ли?), на остановках стоят свои "диспетчеры", которые берут плату с водителей и сообщают им график движения "конкурентов".
Хочется задать вопрос: "Вы чьих будете? На кого работаете? А налоги платите?"
Еще одна наболевшая тема в Шымкенте - это остановки. В центральной части города их меняют часто, но как-то , скажем прямо, неудачно. Во-всяком случае, о комфорте горожан речи не идет. Вернее, нас уверяют, что только об этом и об эстетике и думают в первую очередь. Но на деле все, как всегда: ни красоты, ни комфорта. Достаточно вспомнить "стеклянную красоту". Городские власти, кажется, напрочь забыли о том, что летом температура воздуха поднимается до 50 градусов, а порой и выше. Очень комфортно будет находиться в этом аквариуме...
Можно предположить, что скоро речь зайдет об "умных" остановках. Вот тогда, наверное, и заживем с комфортом, с "Толемом", и с новым тарифом.