Затраты на одного учащегося в спецшколе Казахстана, в 6 раз превышают аналогичные траты в обычных государственных школах. К такому выводы пришли специалисты из ОФ «PaperLab». А школьники Кыргызстана дважды занимали последние места по показателям грамотности среди участвующих стран в PISA. Отмечается, что в Таджикистане после окончания начальной школы количество учащихся сокращается на 2-3%. В Узбекистане лишь каждая шестая школа подключена к цифровой образовательной платформе.
Это лишь немногие факты, демонстрирующие глубину неравного доступа к качественному среднему образованию в государствах Центральной Азии. Пандемия COVID-19 и обусловленный ей переход на дистанционное образование усугубил проблему неравенства — особенно для детей и подростков из бедных или сельских районов.
Узбекистан по скорости мобильного интернета входит в последнюю десятку стран мира. По скорости фиксированной широкополосной связи республику опережают все соседи по региону (кроме Туркменистана).
Таджикистан не смог перейти к онлайн-обучению и полностью остановил образовательный процесс почти на четыре месяца. Решение было обусловлено недоступностью, дороговизной и низким качеством связи.
Две трети учителей в Кыргызстане весной прошлого года оказались не готовы к переходу на онлайн-обучение. Педагоги сообщили, что вынуждены были самостоятельно покупать мобильные телефоны и оплачивать связь.
У почти 10% казахстанских школьников нет персональных компьютеров. Впервые гуманитарная помощь, представленная Казахстану, включала в себя не только медицинские средства защиты, но также и лэптопы для учащихся.
Вместе с тем в каждой из республик — как правительствами, так и общественностью — с начала пандемии предпринимаются усилия по ликвидации образовательного неравенства.
Так, национальный оператор связи Кыргызстана предложил учителям и учащимся специальный льготный тариф. В Узбекистане с помощью краудфандинга и средств Европейского банка развития запустили образовательную онлайн-платформу. В Казахстане для школьников записали и показали по республиканским каналам более 6 тысяч телеуроков. В Таджикистане минобразования распространяет среди школ электронные курсы и материалы на жёстких дисках.
Согласно исследованиям Всемирного Банка, страны с высоким уровнем неравенства в образовании показывают тенденцию к транслированию бедности из поколения в поколение («ловушка нищеты»).