Курс валют:

      Самое большое количество жалоб у жителей Шымкента вызывает работа газовых служб

      28 мая, 05:18

      ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫЯВИЛИ. ОСТАЛОСЬ ИХ РЕШИТЬ


      Самое большое количество жалоб у жителей Шымкента вызывает работа газовых служб. Претензии в связи с некачественным оказанием услуг адресованы ТОО «РЦКУ-Шымкент» (расчетный центр коммунальных услуг), породившему неразбериху с квитанциями. К таким выводам пришла рабочая группа, созданная в рамках проекта «Сравнительный анализ качества муниципальных услуг, оказываемых населению Шымкента». В его реализации участвуют специалисты общественного объединения «Береке» в партнерстве со Всемирным банком и акиматом города. Они изучают качество предоставляемых горожанам коммунальных услуг, чтобы выработать рекомендации, как наладить нормальную работу, удовлетворяющую потребителей.

      В который раз о том же…

      Сначала создали рабочую группу, в которую вошли работники районных акиматов, отдела ЖКХ Шымкента, сервисных и коммунальных служб, НПО, партии «Нур Отан», городских маслихата и общественного совета, СМИ, департамента Комитета по регулированию естественных монополий (АРЕМ). Затем провели мониторинг «удовлетворенности населения города Шымкента предоставляемыми услугами», в числе которых оказались вода, канализация, электричество, газ, ТБО и общественный транспорт.

      Директор проекта Б. Аширбаев рассказал, что уже есть предварительные результаты проведенных исследований.

      Выяснилось, что жители недавно присоединенных к городу населенных пунктов и объединенных с Каратауским районом просят провести им питьевую воду. Некоторые жители Шымкента пожаловались на дороговизну услуг. Не везде есть канализация. Что касается электричества, то здесь жалобы в основном на перебои в подаче электроэнергии во время сильного ветра или дождя. Жалуются на наличие частных трансформаторов, к которым подключение платное, а тариф выше. Эти жалобы в основном были озвучены жителями Абайского и Каратауского районов. В этих же районах нерегулярно вывозят мусор.

      Население не довольно качеством услуг общественного транспорта, который не удовлетворяет горожан малым количеством автобусов на маршрутах в час пик и санитарным состоянием салонов. Пожаловались шымкентцы и на автобусные гонки на дорогах.

      Но самое большое количество жалоб, как говорилось выше, касается газоснабжения. И это даже не высокий тариф или низкий КПД в зимнее время, а проблемы с квитанциями. Их либо не приносят вовсе, либо вносят неправильные показания. Люди задали вопрос, зачем городу нужна обслуживающая компания, которая только собирает деньги и не выполняет своих обязанностей. И практически все пожаловались на отсутствие обратной связи: невозможно дозвониться или попасть на прием к специалисту, нет реакции на обращения и заявления граждан.

      Отклонение от темы. Но в тему

      В конце каждого месяца только в редакции «ЮК» ко мне подходят несколько «счастливчиков», не получивших квитанций или с начисленными огромными суммами. Свежий пример: моей коллеге Т. Бурдель, которая зимой в самые холодные месяцы платила за газ в среднем по 15 тысяч тенге (у нее частный дом, отапливаемый газом), принесли квитанции за февраль и март, в которых написано, что она должна газовикам порядка 30 тысяч тенге за каждый месяц.

      Заместитель главного редактора К. Исмаилов также с боем каждый месяц выбивает квитанцию, чтобы вовремя оплатить. За долги всем добросовестно начисляется пеня.

      И снова человеку предлагается в очередной раз бежать в ТОО «РЦКУ-Шымкент» или газовый участок и разбираться. Потому что даже при наличии call-центра и многократных обращений туда ситуация не меняется.

      Пыталась выяснить, почему сотрудники РЦКУ вновь и вновь наступают на одни и те же грабли, хотя абоненты им присылают на WhatsApp фотографии своих счетчиков, исправно звонят контролерам и сообщают показания, обращаются в call-центр…

      На первый взгляд, вроде все в порядке: контролеры есть, заработную плату получают исправно, интернет работает, с приемом сообщений по WhatsApp проблем нет… Тем не менее все усилия наладить четкую работу бесполезны. Организация со своими обязанностями не справляется. А ведь заработная плата контролеров наверняка заложена в тариф на газ.

      Ни один монополист не станет заниматься благотворительностью, так как эта статья в тарифе точно отсутствует. А значит, созданная дополнительная структурная единица газового бизнеса живет на наши с вами деньги.

      Кстати, уверения руководства ЮКПФ АО «КазТрансГаз Аймак» в том, что ТОО «РЦКУ-Шымкент» к ним никакого отношения не имеет, вызывают большие сомнения. Деньги-то эта организация собирает для монополиста. Вряд ли этой почетной обязанностью смог бы заниматься любой желающий.

      Корень зла — в системе

      Но вернемся к проекту по изучению качества предоставления коммунальных услуг. Проблемы выявили, а что же дальше?

      Б. Аширбаев рассказал, что проект рассчитан на семь месяцев. Сейчас выявляются все недостатки, просчитываются всевозможные риски (читай: подводные течения в сложных отношениях поставщика услуг и потребителя и рифы непредсказуемых ситуаций).

      После того как данные мониторинга будут проанализированы и предоставлены заинтересованным сторонам, опубликованы в СМИ, их презентуют на общественных слушаниях, которые хотят провести в начале июня 2018 года.

      То есть планируется свести лицом к лицу поставщиков и потребителей, озвучить вопросы и проблемы, попытаться найти возможные пути решений для исправления ситуации.

      «Крайне важно, чтобы на общественных слушаниях были подняты не частные проблемы отдельных граждан, а проблемы системного характера», — говорит Б. Аширбаев.

      Что относится к системным проблемам? Например, если мы говорим о непредоставлении квитанций за потребленный газ и несвоевременном съеме показаний, то должны разбираться не с каждым частным случаем, а с тем, что приводит к постоянным сбоям в работе РЦКУ? Почему там не используют опыт того же ТОО «Водные ресурсы-Маркетинг», у которого приборов учета по городу не меньше. А они успевают все своевременно зафиксировать, при этом не напрягая абонентов просьбами отправлять контролерам фотографии своих счетчиков. Как было отмечено выше, к водоканалу в этой части вообще нет ни одной претензии. Следовательно, иди, спрашивай, учись!

      Нужен диалог

      «Показания газовых счетчиков в Шымкенте снимаются тремя способами: визуально, телеметрически и балансовым методом (карточная система), — говорит Б. Аширбаев. — В визуальном должен быть определен конкретный день и дата, когда показания были сняты. Но раз это невозможно сделать, значит, нужна обратная связь».

      А вот с этим как раз большая проблема. У абонентов нет своего личного электронного кабинета на сайте поставщика услуг, где они могли бы отслеживать оплату, связываться с менеджерами, делать заявки и так далее. Плохо отлажена и почти не дает результатов связь «поставщик-абонент» посредством WhatsApp. Что нужно предпринять в этом случае? Первые рекомендации от ОО «Береке» уже есть.

      «Если абонент присылает свои данные по WhatsApp, то все равно кто-то должен их выписывать и вбивать в базу, — говорит Б. Аширбаев. — Нужно подключать домкомов, которые хорошо помогают контролерам. Если счетчики телеметрические, то показания можно легко снять за один день. Но и здесь могут быть единичные сбои. Карточная система распространена в Европе: абонент должен заранее закидывать деньги на счет, так как поставщик работает только по предоплате.

      Руководству РЦКУ необходимо набрать хорошую команду и использовать опыт тех организаций, где такая работа отлажена. И еще один момент: в цепочке «заявка потребителя — услугодатель» не должно быть посредников. Тогда система работает четко».

      Зарубежный опыт нужно применять с осторожностью, адаптируя к нашим условиям. И главное — контролировать! По мнению специалистов ОО «Береке», это должны быть сторонние наблюдатели: сотрудники акиматов, общественных организаций и, конечно, активная часть населения.

      Модернизация и развитие требуют финансовых затрат. Деньги монополисты берут под проценты. А долг, к гадалке не ходи, ляжет на плечи потребителей, то есть будет заложен в тариф. Так что если и ввязываться в модернизацию, то только просчитав все возможности и риски.

      Источник: Наталья Хайкина

      Опрос

      Оцените Послание Токаева от 01.09.2022 по шкале, где "5" - очень понравилось, "1" - абсолютно не понравилось

      Результат

      Мнение

      Ирина Смирнова, депутат
      Улучшенный стандарт за наш счет?
      Ирина Смирнова, депутат
      На детях экономить нельзя!
      Газиз Абишев, политический обозреватель
      Нынешний Кабинет Смаилова не справился
      Олжас Кудайбергенов
      Тугжанову даже поселок доверить нельзя, а тут целый вице-премьер!
      Данияр Ашимбаев, политолог
      Троечники...
      Ирина Смирнова, депутат
      Не нужно нашей стране это министерство
      Данияр Ашимбаев, политолог
      Ситуация в Центральной Азии к спокойствию не располагает
      Другие статьи