Дети попадают в «ловушку нищеты» из-за неравного доступа к качественному образованию в Центральной Азии — таковы результаты исследования группы PaperLab
В Казахстане затраты на одного учащегося в интеллектуальных спецшколах в 6 раз превышают аналогичные затраты в обычных школах.
Школьники Кыргызстана дважды занимали последние места по показателям грамотности среди участвующих стран в PISA.
В Таджикистане после окончания начальной школы количество учащихся сокращается на 2-3%.
В Узбекистане лишь каждая шестая школа подключена к цифровой образовательной платформе.
Это лишь немногие факты, демонстрирующие глубину неравного доступа к качественному среднему образованию в государствах Центральной Азии. Пандемия COVID-19 и обусловленный ей переход на дистанционное образование усугубил проблему неравенства — особенно для детей и подростков из бедных или сельских районов.
Вместе с тем в каждой из республик — как правительствами, так и общественностью — с начала пандемии предпринимаются усилия по ликвидации образовательного неравенства.
Так, национальный оператор связи Кыргызстана предложил учителям и учащимся специальный льготный тариф. В Узбекистане с помощью краудфандинга и средств Европейского банка развития запустили образовательную онлайн-платформу. В Казахстане для школьников записали и показали по республиканским каналам более 6 тысяч телеуроков. В Таджикистане минобразования распространяет среди школ электронные курсы и материалы на жёстких дисках.
Согласно исследованиям Всемирного Банка, страны с высоким уровнем неравенства в образовании показывают тенденцию к транслированию бедности из поколения в поколение («ловушка нищеты»). По оценкам международного института, в 2020 году ожидается рост масштабов крайней бедности впервые за более чем 20 лет.
Привлечь внимание к причинам сложившейся ситуации и предложить приемлемые решения призван проект «Новые грани образовательного неравенства в странах Центральной Азии: от измерения проблемы к изменениям политик». Он реализуется исследователями четырех стран под эгидой ОФ «PaperLab» при поддержке Фонда Сорос-Казахстан. Содержание работы отражает точку зрения авторов и не обязательно совпадает с точкой зрения Фонда. Медиапартнером проекта выступает Международный центр журналистики MediaNet.