Похоже, в Казахстан возвращаются лихие 90-е, когда в результате рейдерских захватов предприниматели лишались собственного бизнеса. В Шымкенте начался необычный судебный процесс. Предмет спора – отрезок железнодорожного пути, который в 2003 году приобрела компания «Интер-Транс и Ко».
История одной сделки
Спорный отрезок пути или подъездной путь, протяженностью около 6 км до того, как его выкупило предприятие, поменял нескольких владельцев. Изначально он принадлежал АО КТЖ, которое передало этот и много других похожих отрезков своему на тот момент дочернему предприятию ОАО «Центр транспортного сервиса».
10 июня 2002 года, согласно решению суда №2 г. Шымкента, установлен юридический факт владения, пользования и распоряжения указанными подъездными путями на праве собственности за ТОО «Алатау-Сервис».
23 августа 2002 года заключается мировое соглашение между истцом - ТОО «Бубифатима» (Жоланов Б.П,) и ответчиком - ТОО «Алатау-Сервис» (Есеев Д.А.) на условиях, что Ответчик ТОО «Алатау-Сервис» передает ж.д. пути в собственность ТОО «Бубифатима» в счет погашения долга в размере 1 300 000 тенге. Данное соглашение утверждается определением суда № 3 г. Шымкента.
Позже акимат заключает договор долгосрочной аренды уже с новым владельцем подъездных путей - ТОО "Бубифатима".
Новый владелец разделяет путь на два отрезка и продает:
03 ноября 2003 года в постановление №983 от 4 июля 2002 года внесены изменения и ТОО«Интер-Транс и К» выделены 4 544 м² земельного участка на праве собственности, 24 490 м² - во временное пользование сроком на 47 лет.
И вот, спустя 17 лет на арене появляется теперь уже АО "ЦТС" и заявляетс свои права на подъездной путь и земельные участки под ним.
По словам директора ТОО «Интер-Транс и К», Анжелы Коджаевой, за эти 18 лет было вложено немало сил и средств:
"Когда мы только купили этот отрезок, он был в ужасном состоянии, происходили постоянные сходы вагонов... Все комплектующие приходилось приобретать за рубежом и стоят они немалых денег. И все эти годы мы проводили текущий и капремонт этого подъездного пути. Наши контрагенты получали по нему свои товары - от ТНП до продуктов питания".
Всемогущее АО "ЦТС"?
Как следует из открытых источников, 4 марта 2015 года АО «Казахстан Темир Жолы» продало 100% акций АО «ЦТС» частному инвестору «Темир Триумф» за 1,8 млрд тенге. И это самое АО с прошлого года начинает заявлять свои права на подъездной путь.
"В первый раз в прошлом году это АО предъявило свои права на этот путь и предложило законному владельцу заключить договор по которому ТОО "Интер Транс и К" должна оплачивать АО "ЦТС" определенную сумму за пользование подъездным путем. А когда компани "Интер Транс и К" отказалась, они подали иск в суд. Перый суд, изучив документы, принял взвешенное и обдуманное решение в пользу реального владельца пути - ТОО "Интер Транс и К". Несогласные с этим решением, представители АО "ЦТС" подали на апеляцию. Суд выносит решение в пользу истца", - рассказывает юрист, представляющая интересы ТОО "Интер Транс и К" Сафура Таусарова.
По словам юриста, суды, несмотря на наличие решения судов, подтверждающего законность права собственности ТОО «Интер-Транс и К» на эти пути, рассматривают данные гражданские дела.
"Действия АО ЦТС, лоббирование их интересов работниками АО НК КТЖ, а также абсурдные доводы и незаконное постановление суда апелляционной инстанции города Шымкент вызывают бурную реакцию среди большинства известных юристов и адвокатов. Более того, сами работники АО "ЦТС" говорили, что компания принадлежит людям, приближенным к очень известной в нашей стране фамилии, а потому судиться с этой компанией бесполезно, мол, "Интер-Транс и К" все равно проиграет этот процесс.
Более того, от работников суда нам стало известно, что даже на судей якобы оказывается давление с указанием вынесения решения не в пользу законного собственника.
Видимо, ТОО "Интер-Транс и К" придется поверить вышеуказанным слухам", - продолжает Сафура Таусарова.
Если эти слухи правда, то становится понятным, почему, не будучи владельцем пути, на стадии судебных разбирательств АО "ЦТС" в один не прекрасный день перекрывает путь. В результате крупнейшие торговые сети города лишены возможности получать свои товары на протяжении нескольких дней.
"Наши контрагенты, среди которых и крупнейшая в городе торговая сеть "Фиркан" не могли получать продукты и ТНП. Когда нам перекрыли путь, мы куда только ни писали, куда только ни обращались, все было тщетно. К счастью, путь нам открыли, но сейчас мы можем его лишиться. Для моей компании это значит - лишение бизнеса, который сегодня кормит порядка 40 семей. И куда потом идти всем этим людям?".
По словам юриста компании ответчика, в 2019 году ЦТС, предоставив в акимат копии правоустанавливающих документов 1999 года на земельные участки, по которым проходит подъездной путь, получает на руки уже обновленные госакты на участки, у которых уже был владелец – ТОО «Интер Транс и Ко». Их и прикрепляет к своему исковому заявлению. Только нигде не указывает, что новый госакт изготовлен на основе документов, принадлежавших КТЖ и утративших свою силу еще в 2003 году. Получается, руководствуясь принципом «На войне все средства хороши», АО «ЦТС» вводит в заблуждение не только госорганы, но и суд?