Курс валют:

      Для LRT займут еще более млрд долларов

      20 апреля, 14:53

      Похоже проект, который уже давно прозвали "памятником коррупции", не дает кому-то покоя.

      Уже в мае 2021 года планируют начать работу по привлечению инвестиций для оператора проекта, сообщает Ratel.kz. На услуги финансовых организаций по размещению ценных бумаг на внешних рынках планируется потратить из бюджета столицы сумму, эквивалентную 1,5 млн долларов. Общая сумма размещения должна составить не менее 1 млрд долларов США одной или несколькими эмиссиями. При этом рассматриваются варианты размещения ценных бумаг и в других иностранных валютах, например, в евро, со сроками обращения в 5, 7 и 10 лет. Выпущены они будут под гарантии Республики Казахстан.

      Напомним, о том, как на этом проекте нагрели руки Elitar.kz рассказывал ранее.

      Сам проект за годы попыток его реализации оброс всевозможными скандалами и не только на республиканском уровне.

      Строительство «Astana LRT» началось еще в 2011 году. Планируемое завершение строительства – конец июня 2020 года. Тогда же планировался и запуск электропоезда.
      По проекту предусматривались 18 станций, 19 единиц подвижного состава и депо в районе международного аэропорта столицы.
      За все годы менялись не только акимы, но и суммы и протяженность ЛРТ. Если первоначально протяженность ЛРТ должна была составить 61, 1 км, затем ее сократили до 48,1 км, после – 22,4 км. Идея строительства ЛРТ в северной столице Казахстана принадлежит первому президенту страны Нурсултану Назарбаеву.
      2005-й. Акимат города, исполняя поручение президента Назарбаева, заговорил о необходимости создания нового вида городского транспорта.
      2006-й. Тогдашний аким Астаны Умирзак Шукеев представил ТЭО (Технико-экономическое обоснование) проекта. Но был отправлен руководить ЮКО.
      2008-й. Новый аким столицы Аскар Мамин предложил отказаться от LRT и реализовать проект BRT, но тоже не успел – на его место назначили Имангали Тасмагамбетова.
      Тасмагамбетов возродил идею LRT и даже создал ТОО «Astana LRT» со 100%-м участием акимата. На реализацию проекта правительство Франции выделило грант в 570 тысяч евро. Где сейчас эти средства, неизвестно. Накануне Дня столицы в 2011 году Нурсултан Назарбаев принял участие в закладке капсулы в честь начала строительства LRT. Тогда сообщили - стоимость проекта - 2,3 млрд. долларов США.
      2012- 2013 гг. Акимат занят поисками дополнительных источников финансирования.
      Азиатский банк развития отказался, заявив о чрезмерной дороговизне проекта.
      2014-й. Аким Астаны Тасмагамбетов вынужден был вспомнить о проекте BRT, который, согласно расчетам, был значительно дешевле, но покинул свой пост.
      Новый аким столицы Адильбек Джаксыбеков приостановил создание системы BRT и предложил вернуться к строительству ЛРТ.
      Нурали Алиев, выступая перед депутатами маслихата презентовал проект «Новая транспортная система Астаны», по которому власти столицы Казахстана снова возрождали идею строительства LRT.
      «Перед акиматом стояла иная задача: построить современную линейную систему пассажирского транспорта без значительного воздействия и нагрузки на улично-дорожную сеть. В условиях быстрого роста столицы в будущем LRT минимизирует влияние на улицы и дорожную ситуацию», - говорил тогда Нурали Алиев: .
      LRT обещали запустить к ЭКСПО.
      Март 2016-го. Нурали Алиев покинул должность заместителя акима Астаны. После его ухода один из заместителей акима столицы сообщил, что LRT построить к ЭКСПО не успеют.
      2013-й. Председатель КНР Си Цзиньпин прибыл с визитом в Астану.
      Конец 2014-го. Джаксыбеков объявляет о возрождении проекта LRT.
      Тогда же Нацбюро по противодействию коррупции обнаружило, что созданное акиматом столицы ТОО «Астана LRT» из бюджетных средств перечислило более 300 миллионов тенге (около 2 млн. долларов США по курсу 150 тенге/доллар) на счет одной из подрядных организаций, превысив действующий лимит на 125 миллионов (833,3 тыс. долларов по курсу 150 тенге/доллар). Всего год спустя были выявлены финансовые нарушения уже на 9 млрд. тенге (48,7 млн. долларов США по курсу 185 тенге/доллар).
      2015-й. Карим Масимов едет в Пекин и договаривается о сотрудничестве по строительству LRT с консорциумом китайских компаний. Тогда же президенты двух стран подписали первую часть ЕРС-контракта и кредитное соглашение на финансирование проекта. Согласно контракту консорциум китайских компаний должен выполнить работы на 1,6 млрд. долларов, это 80% стоимости проекта. Банк развития Китая предоставлял эту сумму на 20 лет под 2,5% годовых. Остальные 20% (более 200 млн. долларов США) должна оплачивать казахстанская сторона.
      2017-й. Проектом занялся заместитель премьер-министра Аскар Мамин. Он создал «Дирекцию по строительству LRT» в форме государственного ТОО, которое и начало стройку.
      Новый аким столицы Асет Исекешев объявил выговор директору ТОО «Astana LRT» Талгату Ардану, а после освободил его от должности. В отношении Талгата Арданаова было начато досудебное расследование, его объявили в международный розыск.
      Октябрь 2017-го. Консорциум китайских компаний успел возвести 1 974 буронабивных свай, 143 ростверка, 38 опор и шесть сборных балок.
      26 июня 2018-го правительство Казахстана выделило из госбюджета 16,2 млрд. тенге. На следующий день стало известно - 258 млн. долларов бюджетных денег, в т.ч. деньги из китайского кредита, «застряли» на депозите в «Астана Банке», у которого Нацбанк отозвал лицензию из-за финансовых проблем.
      На 1 августа 2019 года, согласно данным Астана-ЛРТ, банк развития Китая выделил 343 млн. долларов. К этому времени выполнено 15% строительно-монтажных работ. В целом оказаны услуги на 313 млн. долларов, из которых оплачено только 86 млн. долларов. В результате долг подрядчикам составляет 203 млн. долларов.
      По поручению президента Касым-Жомарта Токаева антикоррупционное ведомство Казахстана провело проверку обоснованности расходов на проект. Озвученная сумма ущерба бюджету составляет более 5 млрд. тенге. Следствие вскрыло схему миллиардных хищений, организованную руководителем ТОО «Astana LRT» Талгатом Арданом и бывшим заместителем акима Астаны Канатом Султанбековым (10.2009 – 12.2014 гг.).
      По версии следствия, в деле также замешаны экс-начальник управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Астаны Рашид Аманжулов и бывший начальник управления экономики и бюджетного планирования Астаны Жанат Нурпиисов. Все эти чиновники утвердили завышенные расходы на строительство LRT. Завышение составило 24 млрд. тенге (почти 130 млн. долларов по курсу 185 тенге/доллар).
      Интересна дальнейшая судьба этих чиновников.

      Лето 2019-го. Произведена «оптимизация» проекта. В результате количество станций решено сократить до 11 (строительство дополнительных 7 станций «переносится на будущее»), количество составов - с 19 до 12. После оптимизации правительство рассчитывает на сокращение затрат на проект до 1 млрд 45 млн долларов. По словам заместителя Премьер-министра Казахстана LRT в Астане планировалось достроить до конца 2020 года.

      Однако, не сложилось.
      Январь 2021-го. Аким столицы Алтай Кульинов заявил о поисках источников финансирования проета.

      А жители столицы уже окрестили уродливые конструкции на левобережье столицы - «виселицами».

      Опрос

      Оцените Послание Токаева от 01.09.2022 по шкале, где "5" - очень понравилось, "1" - абсолютно не понравилось

      Результат

      Мнение

      Ирина Смирнова, депутат
      Улучшенный стандарт за наш счет?
      Ирина Смирнова, депутат
      На детях экономить нельзя!
      Газиз Абишев, политический обозреватель
      Нынешний Кабинет Смаилова не справился
      Олжас Кудайбергенов
      Тугжанову даже поселок доверить нельзя, а тут целый вице-премьер!
      Данияр Ашимбаев, политолог
      Троечники...
      Ирина Смирнова, депутат
      Не нужно нашей стране это министерство
      Данияр Ашимбаев, политолог
      Ситуация в Центральной Азии к спокойствию не располагает
      Другие статьи