Казахстанская справочная 1439, благодаря которой можно проследить путь бесплатного лекарства, действует. Теперь привычная отговорка поликлиник «этого препарата нет», не сработает, передает корреспондент Elitar.kz.
Дочери жительницы села Лесное Аулиекольского района Татьяны Ивановой 23 года, она инвалид первой группы с детства. Среди прочих лекарств она обязательно должна принимать препарат Ламиктал. За этот год препарат Светлане выдавали в феврале и июне. По словам Татьяны Ивановой в феврале они получили четыре упаковки дозировкой 25 мг. При такой дозировке месячная норма – 13 упаковок. Если дозировка 50 мг – семь упаковок. Во втором полугодии, сколько бы Татьяна Иванова ни обращалась в поликлинику Аулиекольской ЦРБ, ответ был один – лекарства нет. А препарат жизненно необходим. Пришлось покупать за свои деньги то, что государство обещало бесплатно.
Женщина обратилась со своей проблемой к журналистам незадолго до того, как в республиканских СМИ прошла информация о едином номере республиканской справочной. Позвонив по номеру 1439 можно узнать судьбу заблудившегося лекарства. Мы предложили женщине позвонить по указанному номеру и проверить, действительно ли эта система работает. Результат превзошел ожидания: в справочной Татьяне дали информацию не только о количестве и дозировке заказанного медучреждением препарата, но и о точном времени его поступления в Аулиекольскую ЦРБ. Дело в том, что Ламиктал, в котором семье отказывали в течение полугода, в больницу… исправно поступал.
"Они получают 630 таблеток в месяц, это 21 упаковка, - сообщила девушка в справочной. - Дополнительно не запрашивали. Но мы отправляем лекарство им каждый месяц".
Оператор назвала три последние даты поступления: 26 сентября, 17 октября, 14 ноября. Сказала, что позвонит в регион и передаст жалобу.
Почему?
Самое странное, что на следующий день после звонка Татьяне Ивановой в ЦРБ выдали таблетки. Причем получила она их не в аптеке, ей просто вынесли упаковки лекарства.
Заведующий поликлиникой Алимжан Мирманов, которого мы попросили прокомментировать ситуацию, сообщил, что заявку формировал узкий специалист, психиатр ЦРБ. Но его уже в больнице нет, месяц назад уволился и уехал работать в Костанай. Заведующий поликлиникой предположил, что специалист неправильно сформировал заказ. И сказал, что раз препарат женщине отдали, значит он был.
В управлении здравоохранения области все свалили на то, что поставки опаздывают, потому, мол и не получается выдать препарат всем нуждающимся. Особенно тем, кто встает на учет впервые.
Однако ситуация в Аулиекольской ЦРБ из этой схемы выпадает — во-первых, дочь Татьяны Ивановой на учете стоит с рождения, получает лекарства очень давно. Она-то не в этом году заболела. Во-вторых, таблетки все же нашлись. Заместитель руководителя областного управления здравоохранения Екатерина Слободенюк обещала разобраться в том, почему женщине не выдавали препарат. По ее словам, ответственность за формирование заказа несут заместителей врачей по лечебной части. «Представители аулиекольской больницы... есть нюансы, есть над чем работать. – прокомментировала заместитель руководителя облуправления здравоохранения. - Аулиеколь — это хороший звонок сейчас. Будем выяснять, почему так получилось, если препарат есть. Если нужно, примем меры».
1439 – бесплатный номер единой республиканской справочной, которая информирует о причинах перебоев в поставке бесплатных лекарств. Здесь дают информацию о сроках поступления препарата в медучреждение (по датам), объемах и дозировке. Проверено: действует!
О будущем
Несмотря на то, что данная ситуация не делает чести вышеозначеннорму медучреждению, она дает повод для оптимизма. Во-первых, номер работает. И информация, которую предоставляю пациентам, действительно полезна.
По данным пресс-секретаря СК «Фармация» Инкар Мирьякуповой, компания сейчас разрабатывает справочник, который с января 2019-го года будет работать на их сайте. Это будет интерактивная карта, в которой пациент сможет найти свою медицинскую организацию и увидеть, какая была заявка на этот препарат, есть ли он сейчас на складе и когда ожидается следующая поставка. Эта информация позволит человеку пойти в поликлинику за лекарством уже заранее вооруженным информацией. Кроме того, СК Фармация разрабатывает мобильное приложение интерактивной карты.
Пока же номер 1439 доступен каждому гражданину — и в глубинке, и в большом городе. Нужно только взять телефон и позвонить. А потом уже решать, как действовать: обращаться в поликлинику или жаловаться в облздрав. Учитывая, что звонки сегодня записываются на телефоны, сохранить данные несложно.