Курс валют:

      Кто руководит Казахстаном - штрихи к портрету Президента

      17 мая, 08:48

      Сегодня Глава Казахстана Касым-Жомарт Токаев отмечает 68-й день рождения. По словам пресс-секретаря Берика Уали, отмечать свой день рождения Касым-Жомарт Кемелевич не любит.

      Касым-Жомарт Токаев родился 17 мая 1953 года в Алма-Ате в семье фронтовика Кемеля Токаева, уроженца Каратальского района Талды-Курганской области (Токаевы, кстати, выходцы из древнего рода жалаир). Как отмечалось, в справочнике «Писатели Казахстана», он «плодотворно трудился в жанре детективно-приключенческой литературы», а его повести неоднократно занимали первые места на конкурсах, объявленных МВД и Союзом писателей. В 1966-1977 гг. Токаев-старший работал главным редактором «Ведомостей Верховного Совета КазССР», откуда был вынужден уйти из «бдительных» партработников, уследивших в новом романе Кемеля Токаева негативный отклик о купце Ялымове — тесте Кунаева. Писатель вернулся в литературу, где успел опубликовать еще ряд крупных произведений до своей безвременной кончины в 1986 г. Нужно отметить, что Касым-Жомарт Токаев написал очень теплую книгу воспоминаний о своих родителях, а кроме того, унаследовал немалый литературный талант.



      Сам он в 1970 г. закончил столичную школу №25 (вопреки слухам, Токаев не одноклассник Владимира Жириновского — последний учился на 4 года старше). А в1975 г. Токаев закончил Московский государственный институт международных отношений (МГИМО). Из выпуска этого года известны российские дипломаты Владимир Трухановский, Евгений Прохоров, Юрий Материй и Сергей Разов. Как вспоминал сам Токаев, к нему поступало предложение перейти на работу в органы внешней разведки, но посоветовавшись с отцом, он его отклонил. Кстати, рассказывал он и том, что, если не бы не поступил в МГИМО, то вторым вариантом был журфак.



      Следующие полтора десятилетия Токаев работал в системе союзного МИДа: дежурный референт МИД (1975), дежурный референт, референт Посольства в Сингапуре (1975–79), старший референт, атташе, третий секретарь МИД (1979–83, 1984-1985); второй, первый секретарь Посольства в КНР (1985-91). В 1984 году он прошел стажировку в Пекинском институте китайского языка, а в 1992-м — окончил Дипломатическую академию в Москве. Историю своей дипломатическую карьеру Токаев изложил в ряде книг, включая рассказ очевидца о событиях на площади Тяньаньмэнь в Пекине (1989), поэтому, думаю, пересказывать их нет смысла. Можно отметить тот факт, что в октябре 1985 г. Токаев, работая в посольстве, впервые познакомился с председателем Совета Министров КазССР Нурсултаном Назарбаевым, побывавшим в Китае с визитом в составе советской парламентской делегации. Забавную историю еще об одном пекинском эпизоде Токаев рассказал в одном из интервью. В 1989 году он в качестве переводчика сопровождал Раису Горбачеву, которая сделала ему оригинальный комплимент: «Первый раз вижу китайца, который так хорошо говорит на русском языке».



      В начале 1992 года Токаев вернулся в Казахстан, где в марте был назначен замминистра иностранных дел. Республиканский МИД до независимости имел небольшой штат и выполнял преимущественно протокольные и консульские функции, чего явно не хватало для страны, ставшей самостоятельным государством. Под руководством нового министра Тулеутая Сулейменова было проведено укрепление структуры, штата и материальной базы министерства. На работу приглашены многие казахстанцы, работавшие на различных постах в системе союзного МИД и внешней разведки. В частности, Ибрагим Амангалиев, Абуталип Ахметов, Вячеслав Гиззатов, Нурлан Даненов, Ерлан Идрисов, Салим Курмангужин, Болат Нургалиев.



      Дипломатичность требовалась не только внешняя, но и «внутренняя». Незадолго до обретения Независимости в МИДе произошел небольшой «бунт», когда часть коллектива потребовала сменить предыдущего министра. Специфически выстраивались отношения между обновляемым МИДом и президентским аппаратом, где внешней политикой заведовал выпускник МГИМО и многолетний сотрудник МИД КазССР Гани Касымов (тогда еще не таможенный генерал и кандидат в президенты), а с 1992 года внешнюю политику пытался подмять под себя госсоветник Тулеген Жукеев, опиравшийся на вице-президента Асанбаева.



      Об одном эпизоде тех лет — переговорах в Киеве в январе 1994 г. Токаев вспоминал так: «Работа шла без сучка и задоринки. Но в процессе согласования текста произошел любопытный эпизод. Дверь кабинета неожиданно распахнулась, и в него в пальто и шапке вошел руководитель казахстанской рабочей группы. Б. Тарасюк опешил. Наш же представитель, даже не поздоровавшись, не говоря уже о том, чтобы снять шапку и пальто, стал требовать к себе украинского министра иностранных дел. Б. Тарасюк, с трудом скрывая изумление, разъяснил, что министр находится в своем кабинете, и ему, как его заместителю, затруднительно приглашать министра к себе. Наш представитель, похоже, был удовлетворен таким ответом, но теперь проявили живой интерес к тексту Декларации. Взяв бумаги со стола и пробежав их глазами, он стал выговаривать нам, почему в тексте говорится об СБСЕ, но не упоминаются азиатские структуры безопасности. Пришлось объяснять, что в Азии таковые отсутствуют. Это доморощенному политику не понравилось. «Вы должны твердо отстаивать интересы Казахстана», – с таким напутствием он наконец удалился из кабинета, так и не разъяснив, какие именно интересен я должен отстаивать в переговорах с представителями дружественной Украины.



      – Кто это? – поинтересовался потрясенный коллега.



      – Руководитель отдела кабинета министров.



      – Ну, это другое дело. У нас тоже такие имеются, – успокоился Б. Тарасюк».



      Несмотря на определенные конфликты и проблемы, казахстанским дипломатам удалось проделать в первые годы независимости огромную работу по налаживанию двусторонних связей с основными сверхдержавами, региональными соседями и международными организациями, сформировать нормативно-правовую базу, организовать принятие многочисленных решений, связанных с распадом Союза и формированием СНГ.



      В конце 1993 года Токаев был повышен до первого замминистра (его предшественник Курмангужин был назначен послом в Венгрии). Через несколько месяцев президент провел реорганизацию управления внешней политикой. Жукеев был переброшен на внутреннюю политику, Сулейменов уехал послом в США, Касымов — торгпредом во Францию. МИД возглавил посол в Турции Канат Саудабаев, бывший глава Министерства культуры. Токаеву, по слухам, предлагали кресло Касымова, но он предпочел остаться в МИДе (и пришел в администрацию президента уже президентом). В дипкорпусе, тем временем, прогремел ряд небольших, но не красящих профессию скандалов.



      Властный Саудабаев смог проработать министром только полгода и при реорганизации правительства был отправлен обратно в Анкару. Пост министра получил 41-летний Токаев. Это было в октябре 1994 года.



      Понятно, что его назначение было результатом не только личных и профессиональных достоинств, но и цепочки сложных аппаратно-политических компромиссов, но в отличие от ряда коллег по правительстве, вознесенных «на Олимп» в тоже время, Касым-Жомарт Токаев остался «в обойме». Более того, авторитет дипломата настолько укрепился, что в начале 1997 года была упразднена должность курирующего внешнюю политику помощника президента (а еще раньше был упразднен международный отдел АП). Только в системе МИД не было многочисленного дублирования и кураторов, как в других отраслях. Это четко показывало авторитет Токаева в глазах президента Назарбаева.



      В 1993 году Токаев выпустил свою первую книгу — «Как это было: хроника волнений в Пекине», за которой последовали «Организация Объединенных Наций: полвека служения миру» (1995), «Под стягом независимости» (1997), «Внешняя политика Казахстана в условиях глобализации» (2000), «Дипломатия Республики Казахстан» (2001), «Преодоление» (2003), «Азамат. Кемель Токаев» (2003), «Дипломатическая служба Республики Казахстан» (2004), «Слово об отце» (2005), «Свет и тень» (2007), «Он делает историю» (2010). В 1998 г. Токаев стал кандидатом исторических наук, а в 2001 г. — доктором политических наук.



      На фоне литературных и научных достижений изменилось и направление карьеры Токаева. Он сохранил пост министра в первом (октябрь 1997) и втором (январь 1999) правительствах Нурлана Балгимбаева. Ситуация в конце 90-х была далеко не самой оптимистичной: финансовый кризис, олигархические войны, социальные протесты, коррупционные скандалы. Высокопоставленные чины вели себя так, словно дворовая шпана на разборках. Вновь назначенное правительство трещало по швам, и Назарбаев неожиданно произвел ряд кадровых перемещений, назначив ряд соратников на новые для них посты, как бы прицениваясь к их перспективам. Токаев с сохранением поста министра иностранных дел в марте 1999 г. был назначен вице-премьером по вопросам инвестиций. Повышение статуса преследовало две цели — во-первых, использовать дипломатический опыт министра для урегулирования многочисленных конфликтов с участием иностранных инвесторов, а во-вторых, глубже ввести Токаева в экономическую проблематику, что называется, на перспективу. Последняя открылась очень быстро. 1 октября Балгимбаев ушел в отставку, а вице-премьер Токаев стал и.о. премьера, хотя в правительственной иерархии не был «№2».



      Наступил новый этап политической жизни Токаева. История его премьерства по насыщенности событиями может занять несколько томов, поэтому постараемся вычленить основные вехи. В новый кабинет не вошли (и очень на это обиделись) Ураз Джандосов и Мухтар Аблязов, а аппаратными опорами стали вице-премьеры Александр Павлов, Даниал Ахметов и глава правительственного аппарата Канат Саудабаев. Правительство провело большую работу по стабилизации инвестиционных конфликтов, наведению порядка в бюджетной дисциплине, борьбе с коррупцией, а кроме того — по делимитации государственной границы, в частности, с КНР. Последнее вызвало большое недовольство в «патриотической среде», но Токаев, не скрывавшийся от прессы, использовал весь авторитет, чтобы провести в жизнь и разъяснить достигнутые с Пекином договоренности. Пресса, которая в этот период окончательно перестала быть «независимой» и стала откровенно олигархической, повела ожесточенные атаки на правительство. В конце 2000 года из него ушли Павлов и Саудабаев, зато вернулись Джандосов, Имашев и еще ряд старых-новых фигур. На первые роли выдвинулся Ахметов, вокруг которого возникло мощное конфликтное поле, но тандем премьера и первого вице-премьера жестко держал оборону. Политическая ситуация накалялась: в 2000 году был принят закон «О первом президенте», где впервые оговаривались гарантии для Назарбаева после ухода с поста президента. Многие расценили это как начало смены власти, а некоторые — начали за эту власть бороться. Политическое противостояние достигло пика осенью 2001 года. Шла откровенная борьба за посты премьера, главы администрации президента, да и за само кресло президента. После демарша представителей ряда олигархических и аппаратных группировок Касым-Жомарт Токаев выступил с резким заявлением по ТВ, осудив методы «политического шантажа», «интернет-террора» и потребовав отставки подписантов заявления ДВК. Президент кадровые представления премьера принял, но было ясно, что для стабилизации обстановки потребуется отставка правительства.



      Нужно отметить, что эти два года высказывалось немало критики в адрес принятых правительством решений, но практически ни разу в адрес премьера. Единственный раз подобные обвинения огульно высказал один из наиболее одиозных депутатов, которому Токаев публично и достаточно резко ответил.



      Представляется, что президент оценил и дипломатичность Токаева в решении множества вопросов, и его умение играть в команде, и решительность в сложный момент, поэтому в конце января 2002 года после смены правительства Токаев вернулся на пост главы МИДа, получив одновременно должность государственного секретаря. Министром Токаев проработал еще 5 лет (а в общей сложности — 10 лет), госсекретарем — полтора года (летом 2003 года пост потребовался для следующего экс-премьера Имангали Тасмагамбетова).



      В январе 2007 года в условиях очередного (куда без них?) политического кризиса Назарбаев выдвинул Токаева на пост спикера Сената, тем самым определив его статус в качестве «почти» официального вице-президента страны. Нужно отметить, что сама смена руководства Сената всегда вызывает бешеный интерес СМИ, но повседневная работа верхней палаты проходит достаточно незаметно для прессы и зрителя, поэтому спикер сразу после повышения несколько выпал из информационного поля. Между тем, сразу после ухода Токаева с поста министра была впервые за много лет вновь введена должность помощника президента по внешней политике, а влияние Токаева на кадровые вопросы хотя и не попадало в поле зрения, но стало быстро ощутимо.



      Я уже писал, что основными критериями для Назарбаева при выборе спикера Сената являлись их потенциальная способность встать во главе страны «в случае чего» и нежелание этот процесс ускорять. После четырех лет работы на посту спикера Токаев был выдвинут на пост заместителя генерального секретаря ООН, став самых высокопоставленным казахстанцем в системе международных организаций за всю историю страны. Долго, впрочем, Токаев в Женеве не проработал. В октябре 2013 года Назарбаев вернул его в страну на прежнюю должность. В условиях напряженных отношений в истеблишменте и на фоне международной неопределенности первый президент нуждался в надежном тыле. К середине минувшего десятилетия началась «игра на вылет»: высокие посты раз за разом стали покидать ближайшие соратники, запятнавшие себя в скандалах и нездоровых амбициях.



      Весной 2018 года в парламент поступил ряд законопроектов, которые создавали нормативную базу для будущего транзита власти, а спикер Токаев в интервью заметил, что, по его мнению, Назарбаев не будет баллотироваться на следующих выборах. Председатель Сената впервые совершил визиты в регионы (Атырау и Караганда), где провел встречи с местным активом. «Смотрины» прошли хорошо, но Назарбаеву не хотелось уходить, не решив ряд проблем. Последним крупным делом стала отставка правительства Сагинтаева, которого президент подверг жесткой критике и заменил на Аскара Мамина. Много «косяков» допустил идеологический и экономический блоки, но корректировать их работу пришлось уже позже.



      19 марта 2019 года 79-летний Нурсултан Назарбаев выступил с обращением к народу, заявив об отставке с поста президента. Новым главой государства стал 65-летний Касым-Жомарт Токаев.



      Не нужно думать, что назначение Токаева — это прихоть Назарбаева или то, что он единственный человек в элите, незапятнанный в коррупционных скандалах. На мой взгляд, при выборе преемника первый президент руководствовался сочетанием определенных личностных черт и политического опыта.



      Нужно понимать, что Токаев — не революционер; он прагматик, мудрый, опытный и информированный реалист, хорошо знающий и возможности страны, ее правящей элиты и населения. Он не боится ответственности, но его стиль — не доводить ситуацию до конфронтации. Президент готов к диалогу, но, во-первых, на него бессмысленно давить, а во-вторых, нужно понимать, что вариантов решений по каждому вопросу немало, а нести ответственность будет только он сам. Как представляется, будучи министром, премьером, спикером, он заготовил немало больших и малых реформ, но торопиться с ними в соответствии с давней китайской мудростью он не будет.


      Данияр Ашимбаев

      Источник: https://turanpress.kz/politika-i-vlast/o-prezidente-tokayeve-shtrikhi-k-portretu-2

      Опрос

      Оцените Послание Токаева от 01.09.2022 по шкале, где "5" - очень понравилось, "1" - абсолютно не понравилось

      Результат

      Мнение

      Ирина Смирнова, депутат
      Улучшенный стандарт за наш счет?
      Ирина Смирнова, депутат
      На детях экономить нельзя!
      Газиз Абишев, политический обозреватель
      Нынешний Кабинет Смаилова не справился
      Олжас Кудайбергенов
      Тугжанову даже поселок доверить нельзя, а тут целый вице-премьер!
      Данияр Ашимбаев, политолог
      Троечники...
      Ирина Смирнова, депутат
      Не нужно нашей стране это министерство
      Данияр Ашимбаев, политолог
      Ситуация в Центральной Азии к спокойствию не располагает
      Другие статьи