Сегодня Глава Казахстана Касым-Жомарт Токаев отмечает 68-й день рождения. По словам пресс-секретаря Берика Уали, отмечать свой день рождения Касым-Жомарт Кемелевич не любит.
Касым-Жомарт Токаев родился 17 мая 1953 года в Алма-Ате в семье фронтовика Кемеля Токаева, уроженца Каратальского района Талды-Курганской области (Токаевы, кстати, выходцы из древнего рода жалаир). Как отмечалось, в справочнике «Писатели Казахстана», он «плодотворно трудился в жанре детективно-приключенческой литературы», а его повести неоднократно занимали первые места на конкурсах, объявленных МВД и Союзом писателей. В 1966-1977 гг. Токаев-старший работал главным редактором «Ведомостей Верховного Совета КазССР», откуда был вынужден уйти из «бдительных» партработников, уследивших в новом романе Кемеля Токаева негативный отклик о купце Ялымове — тесте Кунаева. Писатель вернулся в литературу, где успел опубликовать еще ряд крупных произведений до своей безвременной кончины в 1986 г. Нужно отметить, что Касым-Жомарт Токаев написал очень теплую книгу воспоминаний о своих родителях, а кроме того, унаследовал немалый литературный талант.
Сам он в 1970 г. закончил столичную школу №25 (вопреки слухам, Токаев не одноклассник Владимира Жириновского — последний учился на 4 года старше). А в1975 г. Токаев закончил Московский государственный институт международных отношений (МГИМО). Из выпуска этого года известны российские дипломаты Владимир Трухановский, Евгений Прохоров, Юрий Материй и Сергей Разов. Как вспоминал сам Токаев, к нему поступало предложение перейти на работу в органы внешней разведки, но посоветовавшись с отцом, он его отклонил. Кстати, рассказывал он и том, что, если не бы не поступил в МГИМО, то вторым вариантом был журфак.
Следующие полтора десятилетия Токаев работал в системе союзного МИДа: дежурный референт МИД (1975), дежурный референт, референт Посольства в Сингапуре (1975–79), старший референт, атташе, третий секретарь МИД (1979–83, 1984-1985); второй, первый секретарь Посольства в КНР (1985-91). В 1984 году он прошел стажировку в Пекинском институте китайского языка, а в 1992-м — окончил Дипломатическую академию в Москве. Историю своей дипломатическую карьеру Токаев изложил в ряде книг, включая рассказ очевидца о событиях на площади Тяньаньмэнь в Пекине (1989), поэтому, думаю, пересказывать их нет смысла. Можно отметить тот факт, что в октябре 1985 г. Токаев, работая в посольстве, впервые познакомился с председателем Совета Министров КазССР Нурсултаном Назарбаевым, побывавшим в Китае с визитом в составе советской парламентской делегации. Забавную историю еще об одном пекинском эпизоде Токаев рассказал в одном из интервью. В 1989 году он в качестве переводчика сопровождал Раису Горбачеву, которая сделала ему оригинальный комплимент: «Первый раз вижу китайца, который так хорошо говорит на русском языке».
В начале 1992 года Токаев вернулся в Казахстан, где в марте был назначен замминистра иностранных дел. Республиканский МИД до независимости имел небольшой штат и выполнял преимущественно протокольные и консульские функции, чего явно не хватало для страны, ставшей самостоятельным государством. Под руководством нового министра Тулеутая Сулейменова было проведено укрепление структуры, штата и материальной базы министерства. На работу приглашены многие казахстанцы, работавшие на различных постах в системе союзного МИД и внешней разведки. В частности, Ибрагим Амангалиев, Абуталип Ахметов, Вячеслав Гиззатов, Нурлан Даненов, Ерлан Идрисов, Салим Курмангужин, Болат Нургалиев.
Дипломатичность требовалась не только внешняя, но и «внутренняя». Незадолго до обретения Независимости в МИДе произошел небольшой «бунт», когда часть коллектива потребовала сменить предыдущего министра. Специфически выстраивались отношения между обновляемым МИДом и президентским аппаратом, где внешней политикой заведовал выпускник МГИМО и многолетний сотрудник МИД КазССР Гани Касымов (тогда еще не таможенный генерал и кандидат в президенты), а с 1992 года внешнюю политику пытался подмять под себя госсоветник Тулеген Жукеев, опиравшийся на вице-президента Асанбаева.
Об одном эпизоде тех лет — переговорах в Киеве в январе 1994 г. Токаев вспоминал так: «Работа шла без сучка и задоринки. Но в процессе согласования текста произошел любопытный эпизод. Дверь кабинета неожиданно распахнулась, и в него в пальто и шапке вошел руководитель казахстанской рабочей группы. Б. Тарасюк опешил. Наш же представитель, даже не поздоровавшись, не говоря уже о том, чтобы снять шапку и пальто, стал требовать к себе украинского министра иностранных дел. Б. Тарасюк, с трудом скрывая изумление, разъяснил, что министр находится в своем кабинете, и ему, как его заместителю, затруднительно приглашать министра к себе. Наш представитель, похоже, был удовлетворен таким ответом, но теперь проявили живой интерес к тексту Декларации. Взяв бумаги со стола и пробежав их глазами, он стал выговаривать нам, почему в тексте говорится об СБСЕ, но не упоминаются азиатские структуры безопасности. Пришлось объяснять, что в Азии таковые отсутствуют. Это доморощенному политику не понравилось. «Вы должны твердо отстаивать интересы Казахстана», – с таким напутствием он наконец удалился из кабинета, так и не разъяснив, какие именно интересен я должен отстаивать в переговорах с представителями дружественной Украины.
– Кто это? – поинтересовался потрясенный коллега.
– Руководитель отдела кабинета министров.
– Ну, это другое дело. У нас тоже такие имеются, – успокоился Б. Тарасюк».
Несмотря на определенные конфликты и проблемы, казахстанским дипломатам удалось проделать в первые годы независимости огромную работу по налаживанию двусторонних связей с основными сверхдержавами, региональными соседями и международными организациями, сформировать нормативно-правовую базу, организовать принятие многочисленных решений, связанных с распадом Союза и формированием СНГ.
В конце 1993 года Токаев был повышен до первого замминистра (его предшественник Курмангужин был назначен послом в Венгрии). Через несколько месяцев президент провел реорганизацию управления внешней политикой. Жукеев был переброшен на внутреннюю политику, Сулейменов уехал послом в США, Касымов — торгпредом во Францию. МИД возглавил посол в Турции Канат Саудабаев, бывший глава Министерства культуры. Токаеву, по слухам, предлагали кресло Касымова, но он предпочел остаться в МИДе (и пришел в администрацию президента уже президентом). В дипкорпусе, тем временем, прогремел ряд небольших, но не красящих профессию скандалов.
Властный Саудабаев смог проработать министром только полгода и при реорганизации правительства был отправлен обратно в Анкару. Пост министра получил 41-летний Токаев. Это было в октябре 1994 года.
Понятно, что его назначение было результатом не только личных и профессиональных достоинств, но и цепочки сложных аппаратно-политических компромиссов, но в отличие от ряда коллег по правительстве, вознесенных «на Олимп» в тоже время, Касым-Жомарт Токаев остался «в обойме». Более того, авторитет дипломата настолько укрепился, что в начале 1997 года была упразднена должность курирующего внешнюю политику помощника президента (а еще раньше был упразднен международный отдел АП). Только в системе МИД не было многочисленного дублирования и кураторов, как в других отраслях. Это четко показывало авторитет Токаева в глазах президента Назарбаева.
В 1993 году Токаев выпустил свою первую книгу — «Как это было: хроника волнений в Пекине», за которой последовали «Организация Объединенных Наций: полвека служения миру» (1995), «Под стягом независимости» (1997), «Внешняя политика Казахстана в условиях глобализации» (2000), «Дипломатия Республики Казахстан» (2001), «Преодоление» (2003), «Азамат. Кемель Токаев» (2003), «Дипломатическая служба Республики Казахстан» (2004), «Слово об отце» (2005), «Свет и тень» (2007), «Он делает историю» (2010). В 1998 г. Токаев стал кандидатом исторических наук, а в 2001 г. — доктором политических наук.
На фоне литературных и научных достижений изменилось и направление карьеры Токаева. Он сохранил пост министра в первом (октябрь 1997) и втором (январь 1999) правительствах Нурлана Балгимбаева. Ситуация в конце 90-х была далеко не самой оптимистичной: финансовый кризис, олигархические войны, социальные протесты, коррупционные скандалы. Высокопоставленные чины вели себя так, словно дворовая шпана на разборках. Вновь назначенное правительство трещало по швам, и Назарбаев неожиданно произвел ряд кадровых перемещений, назначив ряд соратников на новые для них посты, как бы прицениваясь к их перспективам. Токаев с сохранением поста министра иностранных дел в марте 1999 г. был назначен вице-премьером по вопросам инвестиций. Повышение статуса преследовало две цели — во-первых, использовать дипломатический опыт министра для урегулирования многочисленных конфликтов с участием иностранных инвесторов, а во-вторых, глубже ввести Токаева в экономическую проблематику, что называется, на перспективу. Последняя открылась очень быстро. 1 октября Балгимбаев ушел в отставку, а вице-премьер Токаев стал и.о. премьера, хотя в правительственной иерархии не был «№2».
Наступил новый этап политической жизни Токаева. История его премьерства по насыщенности событиями может занять несколько томов, поэтому постараемся вычленить основные вехи. В новый кабинет не вошли (и очень на это обиделись) Ураз Джандосов и Мухтар Аблязов, а аппаратными опорами стали вице-премьеры Александр Павлов, Даниал Ахметов и глава правительственного аппарата Канат Саудабаев. Правительство провело большую работу по стабилизации инвестиционных конфликтов, наведению порядка в бюджетной дисциплине, борьбе с коррупцией, а кроме того — по делимитации государственной границы, в частности, с КНР. Последнее вызвало большое недовольство в «патриотической среде», но Токаев, не скрывавшийся от прессы, использовал весь авторитет, чтобы провести в жизнь и разъяснить достигнутые с Пекином договоренности. Пресса, которая в этот период окончательно перестала быть «независимой» и стала откровенно олигархической, повела ожесточенные атаки на правительство. В конце 2000 года из него ушли Павлов и Саудабаев, зато вернулись Джандосов, Имашев и еще ряд старых-новых фигур. На первые роли выдвинулся Ахметов, вокруг которого возникло мощное конфликтное поле, но тандем премьера и первого вице-премьера жестко держал оборону. Политическая ситуация накалялась: в 2000 году был принят закон «О первом президенте», где впервые оговаривались гарантии для Назарбаева после ухода с поста президента. Многие расценили это как начало смены власти, а некоторые — начали за эту власть бороться. Политическое противостояние достигло пика осенью 2001 года. Шла откровенная борьба за посты премьера, главы администрации президента, да и за само кресло президента. После демарша представителей ряда олигархических и аппаратных группировок Касым-Жомарт Токаев выступил с резким заявлением по ТВ, осудив методы «политического шантажа», «интернет-террора» и потребовав отставки подписантов заявления ДВК. Президент кадровые представления премьера принял, но было ясно, что для стабилизации обстановки потребуется отставка правительства.
Нужно отметить, что эти два года высказывалось немало критики в адрес принятых правительством решений, но практически ни разу в адрес премьера. Единственный раз подобные обвинения огульно высказал один из наиболее одиозных депутатов, которому Токаев публично и достаточно резко ответил.
Представляется, что президент оценил и дипломатичность Токаева в решении множества вопросов, и его умение играть в команде, и решительность в сложный момент, поэтому в конце января 2002 года после смены правительства Токаев вернулся на пост главы МИДа, получив одновременно должность государственного секретаря. Министром Токаев проработал еще 5 лет (а в общей сложности — 10 лет), госсекретарем — полтора года (летом 2003 года пост потребовался для следующего экс-премьера Имангали Тасмагамбетова).
В январе 2007 года в условиях очередного (куда без них?) политического кризиса Назарбаев выдвинул Токаева на пост спикера Сената, тем самым определив его статус в качестве «почти» официального вице-президента страны. Нужно отметить, что сама смена руководства Сената всегда вызывает бешеный интерес СМИ, но повседневная работа верхней палаты проходит достаточно незаметно для прессы и зрителя, поэтому спикер сразу после повышения несколько выпал из информационного поля. Между тем, сразу после ухода Токаева с поста министра была впервые за много лет вновь введена должность помощника президента по внешней политике, а влияние Токаева на кадровые вопросы хотя и не попадало в поле зрения, но стало быстро ощутимо.
Я уже писал, что основными критериями для Назарбаева при выборе спикера Сената являлись их потенциальная способность встать во главе страны «в случае чего» и нежелание этот процесс ускорять. После четырех лет работы на посту спикера Токаев был выдвинут на пост заместителя генерального секретаря ООН, став самых высокопоставленным казахстанцем в системе международных организаций за всю историю страны. Долго, впрочем, Токаев в Женеве не проработал. В октябре 2013 года Назарбаев вернул его в страну на прежнюю должность. В условиях напряженных отношений в истеблишменте и на фоне международной неопределенности первый президент нуждался в надежном тыле. К середине минувшего десятилетия началась «игра на вылет»: высокие посты раз за разом стали покидать ближайшие соратники, запятнавшие себя в скандалах и нездоровых амбициях.
Весной 2018 года в парламент поступил ряд законопроектов, которые создавали нормативную базу для будущего транзита власти, а спикер Токаев в интервью заметил, что, по его мнению, Назарбаев не будет баллотироваться на следующих выборах. Председатель Сената впервые совершил визиты в регионы (Атырау и Караганда), где провел встречи с местным активом. «Смотрины» прошли хорошо, но Назарбаеву не хотелось уходить, не решив ряд проблем. Последним крупным делом стала отставка правительства Сагинтаева, которого президент подверг жесткой критике и заменил на Аскара Мамина. Много «косяков» допустил идеологический и экономический блоки, но корректировать их работу пришлось уже позже.
19 марта 2019 года 79-летний Нурсултан Назарбаев выступил с обращением к народу, заявив об отставке с поста президента. Новым главой государства стал 65-летний Касым-Жомарт Токаев.
Не нужно думать, что назначение Токаева — это прихоть Назарбаева или то, что он единственный человек в элите, незапятнанный в коррупционных скандалах. На мой взгляд, при выборе преемника первый президент руководствовался сочетанием определенных личностных черт и политического опыта.
Нужно понимать, что Токаев — не революционер; он прагматик, мудрый, опытный и информированный реалист, хорошо знающий и возможности страны, ее правящей элиты и населения. Он не боится ответственности, но его стиль — не доводить ситуацию до конфронтации. Президент готов к диалогу, но, во-первых, на него бессмысленно давить, а во-вторых, нужно понимать, что вариантов решений по каждому вопросу немало, а нести ответственность будет только он сам. Как представляется, будучи министром, премьером, спикером, он заготовил немало больших и малых реформ, но торопиться с ними в соответствии с давней китайской мудростью он не будет.
Данияр Ашимбаев