По его данным с начала года стоимость бензина марки АИ-92 в Алматы возросла до 168 тенге за литр, в Нур-Султане – до 170 тенге, в Актау – до 172 тенге, в городе Атырау (нефтяной столице страны) стоимость этой марки бензина повысилась до 200 тенге.
«Если ранее такие скачки цен профильным ведомством объяснялись импортозависимостью, плановыми ремонтными работами на том или ином нефтеперерабатывающем заводе, то в этот раз причиной называют последствия аварийной остановки технологических установок на Атырауском нефтеперерабатывающем заводе, вызвавших рост биржевых цен на бензин. Мы не сомневаемся, что всегда можно найти «объективные причины» производственных неполадок. Но, на наш взгляд, от этого не должны страдать рядовые владельцы автотранспорта», – сказал мажилисмен Альберт Рау, озвучивая депутатский запрос в адрес заместителя премьер-министра РК Романа Скляра на пленарном заседании палаты.
Альберт Рау подчеркнул, что повышение цен на бензин оказывает мультипликативный эффект на конечную цену широкой линейки тарифов, товаров и услуг, от чего опять же страдают простые потребители. При этом после новостей о росте цен на бензин Министерство энергетики распространило сообщение, что ведомство не в ответе за стоимость ГСМ.
«В сообщении, в частности, говорится, цитирую: «На сегодняшний день цены на внутреннем рынке нефтепродуктов не регулируются и определяются рынком на основе спроса и предложений. Конечная цена для потребителей складывается на основании оптовой стоимости нефтепродукта, всех транспортных расходов до АЗС, хранение на нефтебазах, расходы розничного реализатора, а также акцизы и налоги». Конец цитаты. Такая, мягко говоря, странная, а если напрямую – «беззубая» позиция профильного ведомства свидетельствует об отсутствии у него внятной стратегии и адекватных мер реагирования на рост цен на бензин», – отметил Альберт Рау.
В связи с этим, по мнению мажилисмена, правительству необходимо:
1) безотлагательно принять меры по стабилизации ситуации на рынке ГСМ;
2) выработать и внедрить эффективные механизмы регулирования цен на бензин;
3) совместно с Агентством по защите и развитию конкуренции провести расследование на предмет ценового сговора и картельных соглашений на рынке ГСМ.
Между тем, аналитики отмечают – на рынке ГСМ наблюдается странная ситуация - цены на сырье падают, а на бензин растут, отмечает телеграмм-канал Nege.kz.
Многие нефтедобывающие компании обязуются не менее 30% добываемой нефти (за исключением Кашагана, Тенгиза, Карачаганака, Дунга и Чинаревское) поставлять на внутренний рынок (НПЗ) по заниженным ценам. В феврале-марте 2021 года разница между внутренними и мировыми ценами на нефть достигала 4-х кратного размера.
Если сравнить внутренние цены с показателями 2020 года, то внутренние цены снизились на 20-30%, но при этом за последние месяцы цены на нефтепродукты только растут!
Основная причина роста - спрос на дешевый казахстанский ГСМ в соседних странах (Киргизия и Россия). Идет переток дешевого бензина. Рост неизбежен до тех пор, пока Казахстан вновь не закроет границы.
В выигрыше остаются давальцы нефти, которые скупают дешевую нефть и поставляют ее на НПЗ (процессинговые операции на казахстанских НПЗ одни из самых дорогих в мире. Связано с возмещением взятых кредитов на модернизацию).
Многие нефтедобывающие компании вынуждены отдавать нефть посредникам, ибо не имеют доступа к НПЗ.
Сейчас стало выгоднее заниматься реализацией ГСМ, а не добычей нефти, - обьясняет генеральный директор Союза нефтесервисных компаний Казахстана Нурлан Жумагулов.