31 мая в Казахстане отмечается День памяти жертв политических репрессий. Мы решили напомнить вам одну удивительную историю. Герой публикации рассказал ее нашему корреспонденту два года назад. Но от этого она не стала менее интересной.
Кайтпас и Албастысай – не просто названия
«Мой дед был репрессирован, расстрелян, но… умер своей смертью через 20 лет после расстрела», – говорил мужчина на том конце провода.
Надо сказать, что когда наш телеканал снимал скандал с планами строительства торгового центра на месте массовых расстрелов, один из старожилов сказал, что был человек, который выжил после расстрела в этом овраге. Правда, ни имени его никто не знает, ни что с ним стало потом. И вот у нас, похоже, появился шанс что-то узнать об этом выжившем.
Уже утром мы встретились в музее памяти жертв политических репрессий, и Рахим Беймбетов поведал эту удивительную историю.
«Мой дед, Кумисбек Беймбетов, в 30-х годах возглавлял Задарьинскую МТС. Правильно это делал или нет, сегодня давать оценку уже некому, – рассказывает Рахим. – Но в 38-м, когда были тяжелые голодные годы, он принял решение из семенного фонда колхоза часть зерна распределить среди особо голодающих семей. Тогда кто-то и написал куда следует донос – мол, занимается Кумисбек самоуправством, сам решает, как быть с зерном. Возможно, это был кто-то из числа завистников. А может, кто-то из тех, кому не досталось зерна. Но опять же подчеркну – дед решил помочь только самым голодающим семьям – не всем подряд».
За Кумисбеком Беймбетовым пришли одним летним вечером. Разбирательства по его делу длились недолго, говорит мой собеседник: «Его объявили врагом народа. И спустя месяц после ареста расстреляли в местечке, которое сейчас называется Лисий овраг. А тогда оно носило иное название «Албасты сай» (овраг, где водится нечисть). И название было не случайное. Во время расстрелов сразу умирали не все. Были те, кто получив смертельное ранение, лежали, стонали и умирали долгой и мучительной смертью. Эти стоны разносились по округе. И люди в страхе говорили, что это очень опасное место. Это, мол, души расстрелянных, не найдя покоя, стонут».
Местечко у Лисьего оврага до сих пор носит название «Кайтпас». Мало кто знает, но этот топоним также появился в годы репрессий. «Когда приговоренных к смерти везли к месту расстрела, люди, встречавшиеся по пути спрашивали: «Куда вы их везете?», а конвоиры им отвечали: «Кайтпаска» (туда, откуда не возвращаются). Столько лет с тех пор прошло, а название так и осталось», – продолжает свой рассказ Рахим Беймбетов.
Выжил после расстрела
Второго сентября 1938 года Кумисбека Беймбетова вместе с остальными приговоренными повезли в сторону Кайтпаса. Выстроив их у края оврага, солдаты привели приговор в исполнение. Слыша стоны, не стали возвращаться и добивать. Знали – отсюда никто не уходил живым. Но только не в тот раз.
«Моего деда расстреляли, но по счастливой случайности ни один из жизненно важных органов у него не был задет. Не знаю, сколько времени он там провел, но потихоньку, сквозь тела, он выбрался из оврага. Кто-то из местных пожалел Кумисбека и на свой страх и риск приютил раненого у себя. Его выходили. А когда дед встал на ноги, то прямиком отправился в… НКВД. К тому времени в Москве был арестован и Ежов. Если не ошибаюсь, его уже расстреляли. Значит, это уже в сороковом году было. Тогда же кто-то там, в Москве, посчитал, что в годы ежовщины было расстреляно слишком много невинных людей. Мой дед пришел в НКВД, чтобы решилась его дальнейшая судьба. Расстреляли, мол, да я выжил. Но в НКВД ему сказали: «Считай, что в рубашке родился» и отпустили, но реабилитировать его никто не стал», – рассказывает Рахим Беймбетов.
Вторая жизнь
Пока Кумисбек был под следствием, его семье пришлось очень и очень нелегко. «Бабушка рассказывала, что люди от них отвернулись. И она очень тяжело это переживала. Хотя и понимала, что люди просто боятся. А на утро под дверью она находила куски хлеба и курт. И так продолжалось все время, пока не вернулся дед. Люди, которые днем, на виду у всех с презрением относились к семье бывшего председателя, под покровом ночи приносили еду, чтобы его жена и дети не погибли от голода. Сейчас, спустя годы, я понимаю, насколько страшное было время, если ты боялся открыто помочь семье врага народа», – говорит Рахим Беймбетов.
Во время войны тыл нуждался в грамотных кадрах, которые могли бы и село поднимать, и отправлять на фронт пропитание. Тогда-то и вспомнили местные начальники о Кумисбеке.
«Моего деда, с которого никто не снимал ярлыка «враг народа», поставили руководить огромным колхозом «Джусансай». Это действительно невероятно. Ведь если он был таким вредителем, которого даже расстреляли, то как же его подпустили к управлению колхозом? Значит, поняли люди и руководство свою ошибку? Только официально признавать не спешили. А чтобы не возникало лишних вопросов, дед мой по документам числился как простой служащий колхоза. Такой вот простой служащий с непростой судьбой», – продолжает внук Кумисбека.
После расстрела Кумисбек Беймбетов прожил еще 20 лет. За эти годы успел еще дважды жениться, обрасти потомками. Он умер в 1958 году в возрасте 63 лет. Кумисбек Беймбетов был реабилитирован посмертно Указом главы Казахстана в 1993 году. В рассекреченных архивах НКВД на сайте stalin.memo.ru. под фамилией Кумисбека Беймбетова стоит дата его расстрела – 2 сентября 1938 года.
Под знаком... страха
«Некоторое время назад я познакомился с одной старушкой, – рассказывает Рахим. – Когда она узнала, кто я, у нее глаза заблестели: «Так ты внук того самого Кумисбая…» Я спросил: «Так вы знали моего деда?» На что она ответила: «Я его видела всего один раз в жизни. Но очень ему благодарна, хотя сейчас та наша встреча кому-то покажется смешной. Мы шли с несколькими односельчанами на работу. Опаздывали. Смотрим, вдали всадник показался. Когда поравнялись, он спросил, кто мы и куда идем, а узнав, что опаздываем на работу, прошелся по нам плеткой. Сейчас это кажется дикостью, кому-то покажется смешным, но надо было знать то время, когда малейшее опоздание могло принести тебе немало бед. И я благодарна твоему деду за тот случай. Не опоздали мы».
Обо всем, что пережил его дед, Рахим Беймбетов узнал от своей бабушки. «Деда своего я, можно сказать, и не знал, – продолжает Рахим Беймбетов. – Он рано умер. Но о том, что с ним приключилось я узнавал от бабушки, людей, которые его знали – непосредственных очевидцев тех событий. В то время не то что рассказывать, спрашивать боялись – он ведь так и умер «врагом народа». Это сейчас в справках и документах пишется, что он спас от голода очень много людей, а тогда на это смотрели совсем по-другому».
О Кумисбеке Беймбетове осталась и другая память. При нем Чубаровку делили на районы и он присваивал названия некоторым из них, например, Березовка и Отсталовка. «Эти районы много раз переименовывались, но народ до сих пор их именно так и называет», – говорит Рахим Беймбетов.
И вот еще одна интересная деталь. Никогда Кумисбек Беймбетов не ругал советскую власть. «Он до мозга костей был коммунистом. В архивной справке так и написано – образованный, коммунист. И даже после расстрела честно служил своей Родине. Он и детей своих воспитал, можно сказать, коммунистами. Несмотря на все эти испытания, он остался верен партии. Поэтому я могу точно сказать, никогда он советскую власть не ругал, а все, что с ним случилось, думаю, считал какой-то чудовищной ошибкой или понимал, что власть здесь ни при чем – всему виной время и люди. Ведь не партийное начальство из Центра на него донос написало, правильно? И тогда были подлецы и сейчас они есть. Просто людям нужно немного задуматься, прежде, чем брать в руки бумагу и ручку. Вооружаться клавиатурой. Ведь неизвестно, как может жизнь повернуться», – подытожил свой удивительный рассказ Рахим Беймбетов.
Неизвестно, какие силы сохранили жизнь человеку, благодаря которому в голодные годы продержались несколько семей. Может, и правда, за каждое доброе дело рано или поздно приходит благодарность? А может, Кумисбек, просто, как сказали ему в НКВД, «родился в рубашке»? Так или иначе, я благодарна потомкам этого человека за их рассказ, который раньше воспринимала не более, чем слух. Жизнь удивительна и никогда не знаешь, как она может повернуться. Главное, чтобы мы, ныне живущие, извлекли из прошлого правильные уроки и всегда, в любой ситуации оставались людьми.
P.S.: Более 100 тысяч казахстанцев были подвергнуты репрессиям в период с 1923 по 1953 годы. Свыше 25000 человек были расстреляны. (По информации музея жертв политических репрессий ЮКО).