Деятели культуры, среди которых такие знаковые фигуры, как Бибигуль Тулегенова, Ренат Салаватов, Гафиз Есимов, Нагима Ескалиева, Лаки Кесоглу, Нуржамал Усенбаева, Люция Тулешева обратились к президенту Казахстана Касым-Жомарту Токаеву с открытым письмом. Они недовольны ее деятельностью, просят президента вмешаться и принять меры.
Как следует из письма, 18 февраля текущего года внезапно сняли с должности директора ГАТОВ Аю Калиеву. Это решение министерства культуры и спорта совсем не понятно коллективу театра:
«Именно с приходом Аи Калиевой удалось погасить скандалы и создать творческую рабочую обстановку…Человек, который, как кризис-менеджер высокого уровня сумел вывести доверенные ей коллективы из непростых ситуаций на международный уровень, заслуживает уважительного к себе отношения. … Мы – творческая интеллигенция Казахстана, за Аю Калиеву», - отмечается в письме.
Тем временем известный казахстанский режиссер Ермек Турсунов полагает, что знает ответ на вопрос, почему глава государства не отреагировал на это обращение.
«Отмечу, что это уже не первое такое обращение к первому лицу государства от представителей искусства. До этого подобное письмо Токаеву писали именитые «киношники». До них, помнится, шумели «театралы». Теперь вот просят прислушаться музыканты. Осталось, наверное, подключиться библиотекарям и музейным работникам? Может тогда услышат? Кто там еще находится под крылом данного министерства? Спортсмены? Так там уже и вице-министра вроде ловили с сумочкой в аэропорту? И что? Да, ничего. Как сидела, так и сидит. И, знаете, что я думаю в этой связи?
Я думаю, что все это бесполезно. Все эти письма, просьбы, требования. Уверен, никакой реакции не будет. А что будет?
А будет как обычно. Вначале станут выяснять, откуда произошла утечка. Потом примутся искать тех, кто заставил знаменитостей подписать такое письмо? (Хотя, если задуматься, разве можно таких самодостаточных Личностей «заставить»?) Потом будут по очереди обзванивать всех «подписантов»: кого-то будут просить отречься от подписи. Кому-то станут обещать разные «ништяки». Кому-то будут угрожать – тоже, кстати, проверенный и популярный приемчик. Короче, о главном забудут – о сути вопроса: люди ведь просят спасти их от такого министра.
Это как с плесенью. Люди борются с плесенью, вместо того, чтобы бороться с сыростью.
Надо понимать, что борьба с коррупцией – это борьба с бескультурьем, ибо культурный человек не будет воровать. Он не будет строить хитро-мудрые схемы по уводу бюджетных средств. Культура пробудит в человеке чувство дома, которое мы давно утратили. Культурный человек не будет тащить заначку куда-то за бугор и прятать ее в оффшоре».
По его мнению, сегодня власти Казахстана «свойственно тоннельное мышление. Тяга к составлению благообразных отчетов. Я не вижу сегодня в руководстве страны людей заинтересованных в решении глубинных проблем культуры и образования.
А что до культуры?
Государству, как выяснилось, она не нужна. Иначе, почему президент хранит молчание, когда к нему обращаются люди, посвятившие свои жизни искусству страны? Причем не первый раз уже! Не с улицы люди, а выдающиеся представители культуры. Наверняка им есть что сказать. Наверняка они знают то, чего не знает президент. Другое дело: не знает или не хочет знать? Может ему не докладывают? А, может, докладывают, да не в той форме, какой следовало бы? Догадки и предположения можно строить тут разные, но одно лишь очевидно – без кардинальных мер уже не обойтись. Болезнь запущена и приняла хроническую форму. И если и дальше сидеть так и бездействовать, то это означает лишь одно: все, что нынче происходит в культуре государства, происходит неслучайно. Значит, это делается намеренно. В таком случае у этого явления есть определение. Преступное бездействие называется. Что по сути означает – соучастие.
И им даже в голову не придет, что причина в другом. А что это значит? Это значит, что такие, как Раимкулова сейчас в фаворе. Именно такие персонажи нужны сегодняшней власти. Удобные. Послушные. Верткие. Где нужно – угодливые, где можно – предприимчивые. По случаю малограмотные. Защищенные круговой порукой и всеобщей инерцией. Следовательно – непотопляемые.
Посмотрите на правительство. На аппарат президента. На парламент … Можете кого-нибудь выделить? За ум. За интеллект. За неординарность. За готовность к поступкам? За способность сострадать бедам собственной земли? Знающих о насущных проблемах и способных их решать? Есть там яркие личности? Есть незаменимые? Назовите. Может, я не знаю? Может, заблуждаюсь?
Видите ли, в чем дело, культура не прощает поверхностного к себе отношения. Ее нельзя рассматривать как добавку к основному блюду: имею в виду нашу установку – вначале экономика, затем политика, потом все остальное. Но ведь так неправильно. Говорилось об этом и говорится много, но мало кто говорит – что нужно делать? А я давно предлагаю изменить методы и подходы. Предлагаю поменять людей. Доверить дело другим, более способным и по-настоящему болеющим за дело».
Далее режиссер высказывает свое мнение относительно госпрограмм и их реализации.
«А то, что происходит сейчас в культурной политике государства не более, чем имитация. Да, декларации, программы и статьи пишутся замечательные: «Рухани жаңғыру», «Ұлттық жаңгыру», «Семь граней степи», юбилеи великих прошлого, Абая, Аль-Фараби и т.д. Но как они реализуются? Чаще всего это превращается в кампанейщину. Работы на уровне государства проводятся формально. Нет реальной заинтересованности. Нет понимания: для кого и для чего?».
Нам нужна живая культурная революция, - считает Ермек Турсунов:
«Надо понимать, что культура нации напрямую связана со всеми отраслями и сферами жизни. От состояния культуры зависит общее благосостояние.
Это что-то эфемерное. Зыбкое. Малопонятное. Несерьезное. Песни, пляски, хороводы…
А между тем, как вы думаете, почему деревня умерла? Потому что там не осталось культуры. Почему всюду кумовство, взяточничество, коррупция, невежество, религиозный фанатизм? Потому что нет культуры. Почему все так плохо с медициной, со школой, с вузами? Почему драки, жуткие преступления, нетерпимость, озлобленность, безработица, нищета, подростковый суицид? А все потому же – не осталось культуры. Вместо культуры у нас сплошной диснейленд, которым руководят случайные люди.
При таком раскладе, боюсь, мы отстанем навсегда. Мы глобально проиграем. За свою глупость, лень и безволие мы расплачиваемся теперь невежественными детьми и циничными внуками. А мудрые говорили, что если вы сегодня не доплачиваете учителям, врачам, музыкантам и артистам, то завтра будете переплачивать ментам и адвокатам. А это уже вопросы национальной безопасности. А что такое нацбезопасность? Это не вооруженная до зубов армия и не полчища силовиков на площади. Это – обеспеченные работой люди, у которых организован полезный и правильный досуг.
Что же в итоге получается? А получается, что наше «слышащее» государство слышит весьма выборочно. Оно слышит только то, что хочет услышать. Что не портит настроение, не заставляет напрягаться, и не дай бог, принимать кадровые решения. Главное, чтобы все было тихо и спокойно. Ну, подумаешь, музыканты возмутились. Подумаешь, «киношники» чего-то там шумят. Театральные деятели что-то требуют. Спортсмены…Ну, пошумят и перестанут. И корабль поплывет дальше. Хотя на деле никуда он не плывет. Он давно уже на мели. И всем недосуг. То ли дело – драка на парковке. Или тот же маньяк, слетевший с катушек. То ли дело – вакцинация! Цифровизация. Модернизация…
Те люди, что занимали и занимают ответственные посты, провалили свою работу. Они не видят или же не хотят замечать того, что происходит в стране и мире. Добровольно они в отставку не подадут. Значит, по ним нужно принимать решения. Но для этого необходима политическая воля. Политическая прозорливость».