Курс валют:

      Авария на КТК приведет к негативным последствиям, только если порт простоит вхолостую полгода – эксперты

      30 марта, 17:57

      Известные казахстанские финансовые эксперты провели экономическую конференцию на онлайн –площадке «ExpertPublicSpace». Эксперты обсудили ряд вопросов по положению экономики Казахстана в новых геополитических условиях, в частности последствия аварии на Каспийском трубопроводном консорциуме, передает корреспондент Elitar.kz.

      По мнению экспертов, с начала вторжения Российской Федерации на территорию Украины казахстанские власти опасались вторичных санкций в отношении союзников. Однако сейчас появилась более реальная проблема – авария на международном нефтетранспортном порту КТК в черноморском Новороссийске, откуда большая часть казахстанской и российской нефти отправляется на внешние рынки.

      Финансовый обозреватель Сергей Домнин смотрит на ситуацию пессимистично. По его словам, пострадавший во время шторма порт переправлял около 24 миллионов тонн казахстанской нефти ежегодно, а это – около 80% от всего экспорта.


      «Изначально вышло из строя одно выносное причальное устройство, через которое нефть попадает на танкеры. Потом второе, и даже был период, когда сутки не работало третье ВПУ. С 25 числа первое ВПУ подключили, а на ремонт второго, по словам представителей КТК, нужно две-три недели. При этом в штатном режиме всегда работало два причальных устройства. Если ремонт действительно за это время закончится, то проблем с поиском альтернативных путей отгрузки не будет», - отметил Сергей Домнин.

      Однако, как он считает, будут проблемы с апрельскими отгрузками, а это – сокращение экспорта в три-пять раз.

      «Ежемесячно мы направляем в Европу и США около 5,5 тонн сырой нефти, - уточнил финансовый обозреватель. -Сейчас Казахстану нужно продумывать и другие пути отгрузки, поскольку 80 % экспорта висит «на одном гибком шланге». По словам министра энергетики РК Болата Акчулакова, Казахстан из 54 млн тонн добываемой нефти может по другим каналам отправлять 16 тонн. Что делать с оставшимся сырьем – непонятно, скорее всего, придется серьезно сокращать объемы добычи».

      Экономист и бывший советник Председателя Нацбанка РК Айдархан Кусаинов считает, что в настоящее время нет смысла трагедизировать ситуацию: да, авария неприятная, но обратимая и существенной потери денег Казахстану не стоит ожидать.


      «С точки зрения наполнения бюджета нефтедолларами, нужно понимать, что у нас сначала доходы поступают в нацфонд, а потом уже идут в бюджет. То есть эти деньги отсепарированы от бюджета. И решение о том, сколько денег брать из нацфонда и делать трансферт в бюджет, принимает правительство. Даже если случится так, что у Казахстана вообще больше не будет нефти, в национальном фонде все еще есть деньги, для этого и создавался этот резервный актив», - отметил Айдархан Кусаинов.

      Эксперт отметил, что Правительство Казахстана еще в самом начале предлагало нефтяным компаниям помочь в отработке дополнительных транспортировочных маршрутов, однако они отказались в пользу КТК и решили инвестировать именно в западное направление.

      «Все эти нефтяные проблемы нас не затрагивают. Санкций на экспорт казахстанской нефти не может быть по той причине, что нефть чисто физически не наша, эта нефть по соглашению о разделении продукции по большей части принадлежит иностранным подрядчикам - консорциумам «Кашаган», «Тенгиз Шевройл», «Карачаганак». Это нефть их, и какие же санкции Америки могут быть на свои же нефтяные компании?!», - риторически закончил свой комментарий г-н Кусаинов.

      Экономист Расул Рысмамбетов поддерживает коллегу, считая, что в краткосрочной перспективе авария на КТК не повлияет на экономику Казахстана. По его мнению, говорить стоит не об убытках, а об упущенной выгоде.


      «Относительно развития китайского направления транспортировки нефти могу сказать, что оно менее доходное. В долгосрочной перспективе же переживать нужно в том случае, если КТК простоит полгода. Казахстанское правительство много ругают за то, что у нас недиверсифицированная экономика и мы зациклены на сырье. Вот сейчас прекрасный момент, чтобы развивать нефтехимию. Все, кто хотел сырья, теперь его получат», - подчеркнул Расул Рысмамбетов.

      Напомним, ранее мы писали о том, что на онлайн –площадке «ExpertPublicSpace» финансовые аналитики обсудили вопрос безопасной торговли с Россией, вторичных санкций в отношении Казахстана и других союзных государств (https://elitar.kz/ru/materialy/politika/kak-sankts...), а также вопрос продовольственной безопасности и развития рынка пшеницы (https://elitar.kz/ru/materialy/politika/chto-ozhid...).

      Акмарал Лонькина

      Опрос

      Оцените Послание Токаева от 01.09.2022 по шкале, где "5" - очень понравилось, "1" - абсолютно не понравилось

      Результат

      Мнение

      Ирина Смирнова, депутат
      Улучшенный стандарт за наш счет?
      Ирина Смирнова, депутат
      На детях экономить нельзя!
      Газиз Абишев, политический обозреватель
      Нынешний Кабинет Смаилова не справился
      Олжас Кудайбергенов
      Тугжанову даже поселок доверить нельзя, а тут целый вице-премьер!
      Данияр Ашимбаев, политолог
      Троечники...
      Ирина Смирнова, депутат
      Не нужно нашей стране это министерство
      Данияр Ашимбаев, политолог
      Ситуация в Центральной Азии к спокойствию не располагает
      Другие статьи