Страна смеется над выступлением акима Шымкента Габидуллы Абдрахимова. Между тем, стоит признать - Абдрахимов далеко не худший в жанре политического интерактива. Многие чиновники вообще неспособны выступать без бумажки. Для того, чтобы решить масштабную проблему политической зрелости кадров, правящая партия Нур-Отан должна проявить невиданную смелость - позволить публичную внутрипартийную борьбу. Будучи честной и регламентированной, такая борьба закалит страну и сделает ее намного более устойчивой перед лицом любого кризиса.
Американские публичные политики - безусловно, самые толстокожие животные на планете Земля. Для того, чтобы занять значимое место в госудаственной иерархии, американец проходит огонь, воду и медные трубы, и все под лупой политических оппонентов, медиа и общественности.
Случайных людей, к примеру, в Сенате США, нет, про каждого все знают всё, скелетам совсем не позволяют оставаться в шкафах. Для начала кандидат должен иметь хорошее порфолио: отучиться в хорошем ВУЗе или отслужить в армии, ну или быть смелым гражданским активистом. Благотворительность и благочестие - must have. Затем - годы работы в общественно полезной профессии. Затем - интенсивные внутрипартийные праймериз, на которых спонсоры выбирают, на кого ставить. После праймериз - невероятные по своей жестокости предвыборные кампании, включая дебаты против оппонентов из конкурирующей партии. И, наконец, в случае, если сенатор хочет стать министром, губернатором или кем повыше - разбор на молекулы вашингтонскими СМИ, лоббистами и частными сыщиками. И если в детстве вас называли "суслик" и вас это бесило, то на публичных дебатах оппонент 20 раз назовет вас сусликом и выпустит 10 промороликов, в которых на разные лады будет сравнивать вас с сусликом. И никакие связи не помогут скрыть правду - все шкафы со скелетами грубо взломают и начнут кричать о них на каждом углу.
Почему бы то же самое не попытаться внедрить в Казахстане? Безусловно, Казахстан ни в коем случае не должен ничего слепо копировать, у страны свой путь, и любые решения должны приниматься с учетом макроэкономических и геополитических угроз. Однако, это не означает, что мы не должны ничего делать вообще. Президент занимается разработкой стратегии и вполне прилично уводит наш космический корабль с пути опасных астероидов международной политики. Но ответственность за активизацию политической системы и ее закалку в немалой степени лежит на правящей партии Нур-Отан. Если партия добилась большинства на всех представительных и исполнительных уровнях, она должна отвечать за то, чтобы эти уровни работали хорошо.
Почему бы партии Нур-Отан не внедрить настоящие честные публичные праймериз? Не ту бледную имитацию, что разыгрывают партократы на местах сейчас, а настоящие жесткие праймериз американского типа. К примеру, при назначении министров и акимов областей, ну или хотя бы акимов крупных городов? В конце концов президент представит на рассмотрение местного маслихата кандидатуру, утвержденную Нур-Отаном, так что должность останется за правящей партией. Но вот кто именно станет выдвиженцем Нур-Отана - может решить настоящий праймериз. Он должен быть абсолютно справедливым, без постановочных кандидатов.
Допустим, Ерлан Карин против Маулена Ашимбаева - в борьбе за пост Министра общественного развития. Оба будут самозабвенно защищать политику президента, через абзац клянясь ему в политической верности. Но точками столкновения могут стать различные взгляды на то, как именно воплощать в жизнь политику Елбасы: разрешать ли аборты несовершеннолетним девушкам, нужно ли сокращать программу "Болашак", нужно ли разделить на части то или иное министерство, делать ли Караганду городом-миллионником. Ашимбаев предъявит Карину на дебатах "А вы ведь были в Асаре, видимо не сразу вам партия президента понравилась, да?", Карин ответит ему "так вы нигде, кроме госслужбы и не работали, что вы знаете об общественном развитии?". А мы все это будем наблюдать по телевизору и усваивать культуру политической дискуссии. А затем какой-нибудь репрезентативный актив Нур-Отана, опираясь на опросы общественного мнения, проголосует - кого-именно номинировать от партии в министры, акимы, судьи, прокуроры. Номинант непременно будет утвержден, но мы все почувствуем, что была хоть какая-то борьба и у нас появится волнительное чувство сопричастности, а также эмпатии: оказывается, все эти чиновники и партийные функционеры - тоже люди с мыслями и эмоциями.
И ведь практика показывает - подобный публичный партийный отбор нужен Казахстану как воздух. Взять хоты бы пример вице-министра энергетики Анатолия Шкарупы. Если верить Генеральному прокурору Кайрату Кожамжарову, Шкарупа набедокурил еще в 2015 году, наставив ненужных счетчиков в Сарани. Но в 2018 году его все равно назначили. Мы ведь совершенно не верим, что премьер-министр Бакытжан Сагинтаев подписал постановление о назначении Шкарупы на должность вице-министра, зная о его преступлениях. А значит проверяли без должного усердия, если вообще проверяли. А если бы у Шкарупы был оппонент-однопартиец, он обязательно бы раскопал этот компромат, предъявил его общественности и у Шкарупы не было бы никакого шансы стать заместителем Каната Бозумбаева. Открытая политическая конкуренция - лучший способ по отсеиванию бракованных кадров.
Не обязательно допускать кощуственной политической разнузданности, отбирая у Нур-Отана его нынешнее доминирование. Так ведь можно и все свои административные преимущества растерять. Достаточно проводить честные и сбалансированные праймериз, на которых подготовленные и равновесные активисты, авторитетные партийные лидеры, схлестнутся в приближенной в мировым стандартам политической конкуренции. Это будет очень серьезный шаг по закалке политической системы Казахстана. За который мы все были бы Нур-Отану благодарны.