Курс валют:

      Буллинг в школе – это проблема старших

      04 апреля, 11:49

      В Казахстане 2022 год объявлен Годом детей, и каждый четвертый из них подвергается буллингу ежедневно. С каждым днем количество историй, связанных с травлей детей в школах, увеличивается.

      Объектом травли чаще всего становятся те дети, кто хоть как-то отличается от других. Асар (имя изменено) как раз был одним из таких. Он из многодетной семьи и ходил в школу в костюме, который донашивал после своих двух старших братьев. По воспоминаниям мальчика, у него в классе не было друзей, за партой он постоянно сидел один и никогда не играл в футбол, потому что его не брали в команду. Однажды его одноклассники закрыли его в женском туалете на весь день. Так продолжалось всю среднюю и старшую школу, и ни классный руководитель, ни психолог не смогли изменить ситуацию до самого выпускного.
      "Хоть я тогда и смирился, но все равно не понимал, чем заслужил к себе такое отношение. Я вспоминаю. как каждый урок ждал звонка, чтобы поскорее вернуться домой и не слышать издевательств в свой адрес", - рассказал Асар.
      Проблему буллинга в школах часто выделяют как одну из самых серьезных, ведь с ней хоть и сталкиваются в детском возрасте, последствия могут повлиять на всю жизнь.
      Единого мнения по разрешению этой проблемы до сих пор нет. Ее обсуждают на самых разных уровнях и площадках. 30 марта Карагандинский университет "Казпотребсоюза" организовал Республиканский круглый стол на тему "Проблемы моббинга, буллинга, кибермоббинга и кибербуллинга в молодежной среде". На мероприятии присутствовала известный общественный деятель Казахстана Татьяна Калашникова.
      Обращаясь к участникам круглого стола, она указала на необходимость комплексного подхода в решении данной проблемы, а также активного использования социальных сетей.
      "Вы должны научить себя слышать и слушать молодежь. Именно их креативные решения помогут нам решить эту проблему", - подчеркнула Татьяна Павловна.
      В ходе обсуждения она отметила высокую заинтересованность педагогов и самой молодежи, которая активно предлагает свои "креативные и эффективные механизмы по решению этой проблемы".
      Руководитель Республиканского общественного объединения Александр Урмашов призвал пересмотреть проводимую работу и сделать упор на эффективной профилактике буллинга.
      "Все действия направлены на уже произошедшие случаи буллинга, нет серьезных действий по его профилактике. Нужно пересматривать работу психологов в учебных учреждениях. Взваливать 500 детей на 1 психолога - это неправильно и неэффективно", - считает Урмашов.
      Он также обратил внимание на отсутствие серьезных научных исследований касательно буллинга в регионах, из-за чего не получается оценить реальную картину происходящего.

      По итогам круглого стола областное представительство РОО "Ассамблея жастары" достигло договоренности с Ассоциацией кафедр АНК "Шаңырақ" о проведении совместного исследования по данной тематике.
      Чтобы определить причины и последствия буллинга, мы обратились к практикующему психологу, президенту общественного объединения "Мигдаль" Владимиру Алексанину.
      - Что такое буллинг?
      - Когда мы говорим про термин "буллинг", у него есть несколько интерпретаций. Если мы будем писать его по-английски, bully – задира, ing – окончание, которое показывает длительное время действия. Забегая вперед, уже становится понятно, чем отличаются буллинг и конфликт, уже из перевода слова можем сказать – в длительном его проявлении. Или мы можем отталкиваться от слова bull – бык, т.е. "быковать". В русском языке ближайшее слово - это "травля".
      - Чем буллинг отличается от конфликта?
      - Очень правильным является разделение понятий "конфликт" и "буллинг". Оба этих процесса возникают в групповой динамике, в социуме (школе, колледже, рабочем коллективе).
      Конфликт – проходящее явление. Конфликтная ситуация в большинстве случаев возникает между людьми, и она разрешается. От конфликта бывает обидно, от него остается осадок. Но мы не можем сказать, что конфликт, один и тот же, повторяется ежедневно и приносит страдания.
      Чтобы разделить эти понятия, есть пять признаков буллинга:
      1) Буллинг осуществляется регулярно.
      2) Буллинг происходит намеренно и умышленно.
      3) Буллинг происходит при наличии иерархии в коллективе. Более богатый по отношению к менее богатому, более сильный по отношению к менее сильному, популярный по отношению к менее популярному.
      4) Буллинг всегда демонстративен, агрессору нравится, чтобы за процессом наблюдали.
      5) При буллинге у жертвы всегда есть ощущение страдания.
      - На Ваш взгляд, какова природа буллинга?
      - Когда мы говорим про природу буллинга, то тут есть два подхода. Первый подход - о том, что насилие в отношении буллера было совершено дома со стороны родителей или лиц, их заменяющих. Да, бывает такое, что буллинг родился дома, и из-за того, что ребенок не может ответить дома, эту агрессию, как кипящий чайник, выливает на ком-то в школе. Второй подход говорит о том, что ученик, который создает буллинг в настоящий момент, когда-то в прошлом сам подвергался буллингу в школе. Из-за того, что он не мог ответить своему буллеру в прошлом, он решает отомстить совершенно другому человеку. Иногда так срабатывает человеческая психика. Из-за этого можно говорить о цикличности буллинга.
      Цикличность – это когда ребенок сталкивается с буллингом в свой адрес, есть вероятность, что он совершит буллинг в сторону абсолютно другого человека, который попался под руку. Буллинг нужно моментально останавливать силами учителей, потому что это не нормальный процесс.
      Зачастую руководство школ, учителя не понимают, что если буллинг есть в одном классе, то это, как метастазы, есть во всей школе. Нельзя считать, что он проявляется только в одном классе. В процессе буллинга задействованы не только жертва и агрессор, ведь есть еще наблюдатели, которые это видят, их сознание деформируется, они начинают считать, что это нормально. Повторюсь, это не нормальный процесс.
      - Что нужно делать пострадавшему от буллинга?
      - Если у пострадавшего от буллинга есть доверительные отношения с родителями, то, конечно же, он должен рассказать обо всем дома. Если нет, то обязательно рассказать социальному педагогу, психологу, классному руководителю, директору. В ЮНИСЕФ мы всегда говорим пострадавшим от буллинга о том, что нужно рассказывать старшим. Проблема буллинга – это проблема старших. Они должны помочь детям и оказать поддержку.
      Хочу подытожить: буллинг не стоит рассматривать как чисто психологическое явление. Это в том числе и психолого-юридическое явление, которое относится и к правам человека, и к нарушению законодательства Республики Казахстан, в том числе административного, гражданского и уголовного кодексов.

      Асылан Смагулов

      Опрос

      Оцените Послание Токаева от 01.09.2022 по шкале, где "5" - очень понравилось, "1" - абсолютно не понравилось

      Результат

      Мнение

      Ирина Смирнова, депутат
      Улучшенный стандарт за наш счет?
      Ирина Смирнова, депутат
      На детях экономить нельзя!
      Газиз Абишев, политический обозреватель
      Нынешний Кабинет Смаилова не справился
      Олжас Кудайбергенов
      Тугжанову даже поселок доверить нельзя, а тут целый вице-премьер!
      Данияр Ашимбаев, политолог
      Троечники...
      Ирина Смирнова, депутат
      Не нужно нашей стране это министерство
      Данияр Ашимбаев, политолог
      Ситуация в Центральной Азии к спокойствию не располагает
      Другие статьи