Глава правительства РК Алихан Смаилов провел совещание по вопросам регулирования цен на продукты питания, где еще раз напомнил об ответственности бизнеса за формирование цен. В свою очередь бизнес заявил, что регулировать последний пункт - розничные магазины - неэффективно, государство должно анализировать первоисточник удорожания.
За чей счет снижать?
После январских событий президент РК Касым-Жомарт Токаев поручил региональным властям ввести полугодовой мораторий на повышение цен на 19 социально значимых продуктов питания.
На днях премьер-министр РК Алихан Смаилов провел совещание, на котором обсуждалось выполнение поручений Президента РК Касым-Жомарта Токаева. В частности, были рассмотрены цены на социально значимые продовольственные товары в разрезе регионов, запасы в стабфондах и меры антимонопольного реагирования, сообщила пресс-служба премьер-министра.
Как заявил премьер, на отдельных оптово-розничных рынках происходит необоснованное завышение цен (https://primeminister.kz/ru/news/ustanovit-konkretnye-zakonodatelnye-normy-po-dostupu-proizvoditeley-k-optovo-roznichnym-rynkam-a-smailov-1915050).
«Этого быть не должно. В конечном итоге это влияет на инфляционные процессы. Необходимо навести порядок в этой сфере. Возможно, совместно с надзорным органом. Помимо оперативных мер, необходимы и системные меры по установлению конкретных законодательных норм по доступу производителей к оптово-розничным рынкам», - сказал Алихан Смаилов.
В свою очередь, Ербол Устемиров, ныне заместитель Председателя Правления – Член Правления НПП РК «Атамекен», выступая на IX внеочередном съезде «Атамекен», отметил, что пытаясь регулировать «последнюю милю», государство не влияет на первоисточник удорожания.
«Бизнес задает резонный вопрос: как магазин должен продавать картофель по 150 тенге, если он у поставщика покупает за 170? Предпринимателям проще вообще не торговать картофелем, но это приведет к другой проблеме – к риску дефицита товаров», - заявил Ербол Устемиров.
Он выразил просьбу бизнес-сообщества отказаться от прямого административного регулирования цен на социальные товары, так как считает, что ценообразование в розничной торговле должно быть рыночным.
Частное мнение
Сами предприниматели относятся к мерам, вводимым государством с пониманием, но отмечают, что в бизнес шли «не издержек ради». Так, директор сети супермаркетов «Алтындар» в Уральске, предприниматель Андрей Барабаш считает, что нет ничего плохого для бизнеса, когда государство очерчивает рамки, в которых бизнес может просчитывать свои риски.
«Государство начало регулировать цены не только после январских событий - это было всегда. У нас в супермаркете надбавка на 19 социальных товарных групп не больше 10%. Однако, что касается четких фиксированных цен, то нужно понимать, что 90% товара на полках появляется от дистрибьюторов (представителей той или иной торговой марки в регионах - прим. авт.). И если возникнет такой момент, когда фиксированная цена на продукт будет 160 тенге, а у дистрибьютора он будет стоить 180 тенге, мы будем выходить на переговоры с ними, чтобы снижали цену», - говорит Андрей Барабаш.
Но как они себя поведут – неизвестно, добавил при этом предприниматель.
По его мнению, хотя многие считают дистрибьюторов ненужным элементом в поставке товаров, тем не менее, без них в какой-то степени не обойтись. Ведь они осуществляют поставки в регион и занимаются мерчендайзингом, поясняет собеседник. Дистрибьюторы освобождают розничных торговцев от части работы.
«Сейчас рост цен на продукты идет не только в Казахстане, но и во всем мире. То, что покупательская способность снижается, - это факт. Мы видим по чекам в магазине, что люди переходят на более дешевые группы товаров. При этом продукты питания - это то, на чем экономят в последнюю очередь. Телевизоры, техника и даже одежда могут подождать с заменой, а хлеб, молоко и яйца нужны каждый день», - отметил Андрей Барабаш.
Представитель сети супермаркетов подчеркнул, что Западно-Казахстанская область зависит от ввоза товара из других регионов Казахстана и соседних стран почти на 90%.
«Сейчас у нас своя мука, хлеб, 90% макаронных изделий, свое растительное масло марки «Белес», стопроцентная обеспеченность яйцами от фабрики «Акас». Кстати, яйца - единственное, что сейчас подешевело до 30 тенге за одно яйцо категории С1. Местный тепличный комбинат поставляет нам огурцы и помидоры по более дешевой цене. С других регионов Казахстана - молочная продукция (Алматы, Актобе), бывает гречка из Костаная и Павлодара. Фрукты на 100% - импортные, овощи - почти на 100%», - поведал предприниматель.
Чем чревато госрегулирование?
По словам экономиста Петра Своика, госрегулирование цен на продукты питания можно назвать эффективными мерами только в деле «поддержания штанов».
«Госрегулирование цен поможет ненамного и ненадолго. Государство не сможет регулировать всех продавцов - их слишком много. Тем более нельзя заставить бизнес работать себе в убыток. В целом тот факт, что власть прибегает к госрегулированию, говорит о том, что та импортозависимая модель экономики, которая строилась в Казахстане в прошлые 25 лет,- выдохлась. И выдохлась она не только на картошке и макаронах, а в целом», - уверен эксперт.
Как он добавил, соседняя Российская Федерация использовала санкции в свою пользу и стала развивать сельское хозяйство. «В итоге сейчас они по большей части продовольствия обеспечивают себя сами, лишь на некоторые виды продуктов импортозависимы. У нас же с продовольственной безопасностью все кисло», - резюмировал экономист.
Заместитель руководителя управления предпринимательства и индустриально инновационного развития по ЗКО Жанна Беккалиева считает, что установка четких фиксированных цен на продукты приведет к удорожанию других продуктов, не входящих в список социально значимых.
Именно из этих соображений, как мы уже писали (https://elitar.kz/ru/materialy/politika/v-zko-ne-budut-ustanavlivat-predelnyye-tseny-na-sotsialnyye-produkty), в регионе не установили предельные цены на социально значимые продукты питания.
«Если бизнесмен будет торговать одним товаром себе в убыток, он начнет этот свой убыток перекрывать через другие товары. Кроме того, предельные цены могут привести к дефициту товара. Поставщики просто не будут выставлять товары на полки магазинов. Получается своеобразный возврат к плановой экономике – мы от этого уже отошли», - пояснила свою позицию Жанна Беккалиева.
Чтобы снижать стоимость продуктов, как она считает, нужны меры «длинного» характера. «Нужно строить те же овощехранилища, потому что у нас все эти овощи (картофель, лук, капуста, свекла) выращиваются. Но хранить их негде и поэтому они (производители – ред.) их распродают», - заключила собеседница.
К слову, на совещании у премьер-министра был рассмотрен вопрос принятия комплекса мер по контролю инфляции. В сообщении его пресс-службы по этому поводу говорится: «Разработан проект Комплекса мер по контролю и снижению инфляции на 2022-2024 годы, который состоит из пяти направлений, включающих 66 мероприятий оперативного и среднесрочного характера. Они предусматривают увеличение объемов производства продукции, хранение, логистику товаров, транспорт, розничную торговлю товарами, контроль ценообразования, антимонопольное и внешнеторговое регулирование».
По оценкам экспертов, нынешнее удорожание цен на продукты питания в Казахстане связано с двумя основными причинами. Первая - общемировое удорожание цен, как последствие пандемии коронавируса. Вторая - зависимость Казахстана от продуктов питания, ввозимых из-за рубежа.
По данным Бюро нацстатистики, со времен первого карантина в марте 2020 года в Казахстане по сегодняшний день говядина подорожала, в среднем, на 24% (в зависимости от региона), овощи длительного хранения (капуста, картофель, морковь) подорожали на 40%. Сильно поднялись цены на гречку и растительное масло - почти на 90%.
В предыдущие допандемийные годы цены на ту или иную категорию продуктов росли не больше, чем на 6%.
Айгерим Алиева