Курс валют:

      Казахстанец рассказал, как «вытаскивал» дочь из Украины: «Мы чуть не сошли с ума»

      03 марта, 10:20

      Алтай Сиырбаев – житель Нур-Султана. Трагические события в Украине как нельзя остро он ощутил на себе. Ведь его единственная дочь – 22-летняя студентка Харьковского национального университета Айнель все это время находилась там, где гремят выстрелы, погибают люди и никто не возьмется обещать, что завтра ты будешь живым. О том, как он помогал своей дочери не пасть духом, что предпринимал, чтобы она как можно скорее выбралась из страны, он рассказал в интервью Еlitar.kz.


      - Алтай Мухтарович, ваша дочь училась в Украине. Как давно она туда приехала?

      - Айнель студентка третьего курса. Учиться на переводчика, в Харьков уехала в 2019 году, в 2023 году должна будет получить диплом об окончании вуза. Она у нас очень талантливая, творческая девочка – хорошо осваивает языки, занимается музыкой, очень хорошо рисует, ранее выучилась на дизайнера одежды и с удовольствием занимается еще и созданием очень интересных образов.


      - Насколько я знаю, вы подполковник запаса, но также профессиональный социолог и политолог. Не сомневаюсь, что вы анализировали ситуацию, которая складывалась в Украине и за ее пределами. Неужели ничего не насторожило накануне возникших событий?

      - Так как дочь учится за рубежом, я всегда, начиная с первого курса, отслеживал события, связанные с Украиной. Тем более однажды, когда началась пандемия, уже были проблемы с выездом дочери. Тогда при поддержке нашего Посольства она смогла вернуться в Казахстан и здесь онлайн продолжить учебу. С тревогой наблюдать ситуацию в Украине я начал еще осень 2021 года. Ситуация осложнилась в январе. Дочь сильно не тревожил, но дал ей четкие указания по некоторым моментам, чтобы была готова к самому неприятному развитию ситуации.

      - Что конкретно вы ей советовали?

      - Я сказал, чтобы у нее обязательно были резервные деньги, причем очень важно, чтобы наличкой, минимальный объем продуктов, собраны лекарства и документы. Чтобы так называемый, «тревожный» чемоданчик был готов. Буквально перед 20 февралем я ей об этом напоминал. Если честно, предлагал уехать, но у Айнель достаточно твердый характер, она решила остаться. Мой папа всегда говорил, что мечтать надо о лучшем, но быть готовым к худшему. Ни разу папин принцип не подвел. И еще, в начале февраля, понимая, что ситуация вокруг Украины накаляется, я подписался на различные новостные каналы. Противоречивая информация очень хорошо помогает отсекать лишнее, делать правильные выводы о сложившейся ситуации, прогнозировать возможные исходы.

      - Как вы вспоминаете 24 февраля – день, когда началась военная операция российский вооруженных войск?

      - Мне кажется, я никогда не забуду тот день, как, впрочем, и те несколько дней после этого, когда моя дочь не могла выбраться из Украины. Испуг, чувство страха за дочь было основным все это время. Ведь Харьков, где Айнель жила, находится недалеко от российской границы. Я стал звонить дочери, узнавать, как она, что происходит? Она была напугана, потому что с утра слышны были звуки стрельбы, возможно, взрывов. Она не военный человек, точно охарактеризовать не смогла. Помню сказала, что сразу же позвонила своей подруге, которая жила на другом конце города, та тоже слышала взрывы. Значит, это происходило по всему Харькову. Айнель еще сказала, что по-настоящему звуки взрывов и стрельбы совсем не такие, как в кино или в компьютерных играх. Намного сильнее, резче, громче.

      - Что вы предприняли?

      - В первую очередь я попытался дочь успокоить. Хоть сам и волновался очень сильно, но пытался не выдать своего страха и волнения. Вообще я старался быть с ней все время на связи, понимая, что девочка напугана, что может растеряться, что ее надо направлять, подсказывать что делать. Очень испугался за нее, когда она не успела добраться до консульства. Представляете, ваш ребенок там, где идет война, транспорт почти не ходит, таксисты заламывают дикие цены, а ты находишься очень далеко.. Что только в голову не лезло тогда! Признаюсь, сначала хотел рвануть туда, к ней, но потом успокоился немного и понял, что здесь, в Казахстане, я ей смогу помочь больше. Я про себя всегда говорю: «В очень сложной ситуации я тридцать секунд боюсь, а на тридцать первой начинаю действовать». Так вышло и здесь.


      - Как разворачивались события?

      - Добраться надо было до Львова, но сначала попасть в консульство в самом Харькове. И это стало настоящей проблемой. Добиралась она туда одна. Долго не могла найти такси, ведь город с 24 февраля опустел, люди прятались в метро, подвалах. В консульство в Харькове моя дочь попала только 25 февраля. Мы немного успокоились, ведь ее накормили, устроили. Они жили в подвале. Но 26 февраля она не смогла сесть в эвакуационный поезд. Вы же помните, они были переполнены, множество людей пытались уехать. И здесь я хочу отметить тех, которые в этой сложнейшей ситуации просто спасли Айнель. Это председатель казахстанской общины в Харькове Макка Каражанова, ее подруга и активист Алуа, их Анель знает с 2019 года, а также помощник почетного консула в Харькове Стефания. Именно эти три женщины опекали наших детей, помогали им с едой, размещением. Огромный им рахмет за то. Я так понимаю, что эти три женщины и руководили спасением казахстанцев, отправкой во Львов, причем ехать надо было через Киев, а там уже все было непросто. 27 февраля Анель, наконец-то, села в поезд. Вроде выдохнули мы с облегчением. В купе было 10 человек. Кроме дочери это два студента-первокурсника, которые добрались домой в Шымкент. Ребята, кстати, подружились и теперь стараются находиться вместе. Также в купе ехали трое взрослых с детьми. Так и ехали до Львова. На душе стало легче, когда 28 февраля поезд прибыл во Львов – вырвались из потенциально опасной зоны, где шли боевых действия. 1 марта они были уже в Польше. Их поселили в отеле, они ни в чем не нуждаются. Поверьте, представители казахстанского посольств делают все возможное и невозможное, чтобы наши соотечественники быстрее вернулись нар родину.


      - Как ваша дочь пережила этот стресс? Что рассказывала? Как оценивала ситуацию?

      - Айнель, как и большинство парней и девушке ее возраста, далека от политики. Они сейчас в основном занимаются учебой, хобби. Конечно, у нее было очень сильное потрясение от пережитого. Оказаться в эпицентре военных действий, тем более, когда рядом ни родных, ни близких – тут взрослый-то человек растеряется и испугается. Она пережила очень сильное потрясение. Хотя я, здесь, могу только домысливать, что ей пришлось пережить. Конечно, я пытался ее успокоить, обнадежить, но боюсь, что даже представить не могу и малой толики того, что она там пережила. Ее глазами мир стал страшным и опасным. И я думаю, что несмотря на то, что она в безопасности сейчас, ничего еще не забылось, и нам всем вместе надо будет пережить то, что случилось, помочь ей забыть этот ужас.

      - Когда она полетит в Казахстан? Третий борт вылетит в Казахстан только в четверг, но это не факт, потому что самолет вызывают по мере заполнения. Но я надеюсь, что уже в четверг вечером или поздней ночью все-таки смогу ее обнять. Хотя, конечно, может, они полетят не в Нур-Султан, и до дома придется добираться еще какое-то время. Но все это такие мелочи, главное, чтобы быстрее оказались в Казахстане. Все остальное мы решим.

      - Какие чувства вас сейчас переполняют?

      - Если раньше это были тревога и страх за дочь, то сейчас это чувство огромной усталости и облегчения. В голове только одна мысль: «Все позади».


      - Вы самостоятельно искали выход из этой, очень непростой ситуации, или обращались за помощью?

      - Был момент, когда становилось особенно страшно за дочь, когда казалось, что возникла тупиковая ситуация, что Айнель может не выбраться из Украины, не попасть на поезд или самолет. Тогда я обращался за помощью и советом к друзьям, знакомым и незнакомым, писал в соцсетях, в консульство, волонтерам. Искал даже не помощи, больше - совета, а то и просто - людей, которые в тот момент могли оказаться где-то рядом с дочерью - в Харькове или Львове. Искал любую возможность найти помощь или поддержку для дочери. Может, соседи, может таксисы, чтобы отвезти ее во Львов. Кульминация была 26 февраля, когда мне лично позвонил наш Чрезвычайный и полномочный посол Республики Казахстан на Украине Дархан Калетаев и сказал, что ситуация взята под контроль и здесь делают все возможное, чтобы помочь людям вернуться на родину. Вы знаете, я тогда понял, что в такие минуты не надо стесняться просить о помощи, надо стучаться во все двери, ведь речь идет о вашем ребенке, который далеко, один и в очень трудной ситуации.

      - Что можете посоветовать родителям детей, которые учатся заграницей?

      - Первое – узнать все о стране, в которую хотите отправить ребенка, все, а в последствии следить за новостями. Зачастую ситуацию можно спрогнозировать и для этого не надо быть Вангой. Второе – обязательно узнать контакты сокурсников, друзей, куратора, декана - всех, с кем общается ваш ребенок, особенно, если это местные жители. Чтобы в случае непредвиденной ситуации было, с кем связаться. Третье - настаивайте на том, чтобы ваши дети хорошо знали город, где будут учиться. Он должен знать, где находятся вокзалы, поликлиники, полиция, консульство, посольство, аэропорт. Пусть знают график движения междугородних автобусов, полетов самолетов. Четвертое – пусть ваш ребенок подружится с местными студентами, молодежью, соседями. У них можно будет остановиться, обратиться за помощью. Пятое – собрать «тревожный» чемоданчик с документами, деньгами, сменой одежды и обуви. В критической ситуации будет не до этого. Кстати, деньги советую прятать в нижнем белье. Поверьте, так надежнее. В смутные времена везде появляются воры и различные криминальные элементы. Чтобы деньги не украли, не потеряли сами в суматохе, пусть будут в самом надежном месте. И – последнее: иметь вариант В. На случай, если что-то вдруг пойдет не по плану.

      - Алтай Мухтарович, совсем скоро Айнель будет радом с вами, дома, в полной безопасности. Первое, что вы сделаете?

      - Сначала я ее очень крепко обниму и поцелую, а потом скажу: «Слава Богу, ты дома, и самая трудная часть путешествия позади». Еще скажу, как сильно я ее люблю. Она, конечно, это знает, как и то, что папа в случае беды всегда будет рядом, помчится на конец света, чтобы помочь, поднимет всех на уши, но так важно говорить родным, что ты их любишь.

      Кира Мороз

      Фото из семейного архива героя

      Опрос

      Оцените Послание Токаева от 01.09.2022 по шкале, где "5" - очень понравилось, "1" - абсолютно не понравилось

      Результат

      Мнение

      Ирина Смирнова, депутат
      Улучшенный стандарт за наш счет?
      Ирина Смирнова, депутат
      На детях экономить нельзя!
      Газиз Абишев, политический обозреватель
      Нынешний Кабинет Смаилова не справился
      Олжас Кудайбергенов
      Тугжанову даже поселок доверить нельзя, а тут целый вице-премьер!
      Данияр Ашимбаев, политолог
      Троечники...
      Ирина Смирнова, депутат
      Не нужно нашей стране это министерство
      Данияр Ашимбаев, политолог
      Ситуация в Центральной Азии к спокойствию не располагает
      Другие статьи