Из-за маловодья аграриям юга страны настоятельно рекомендовали отказаться от влагоемких культур
Наиболее уязвимыми перед продолжающимся третий год подряд маловодьем оказались четыре южных региона: Алматинская, Жамбылская, Туркестанская и Кызылординская области. На них приходится 97% водозабора от всего республиканского объема, общая же площадь орошаемых земель составляет 1,5 млн га, это 77% от всей орошаемой площади по стране. Рисоводов уже предупредили, что из-за маловодья их заявки на подачу воды приниматься не будут.
Суть вопроса
В этом году поливной воды будет еще меньше, чем в прошлом. В 2021 году водообеспечение Туркестанской области составило около 70%, то есть на 30% ниже нормы. Заместитель директора областного филиала РГП «Казводхоз» Аскар Кистаубаев сообщил, что в этом году, согласно консультативному прогнозу, поливной воды ожидается меньше уже на 40%.
«В маловодный период уровень воды ежегодно снижается на 5-10%. А ведь Туркестанская область – самая аграрная, имеющая стратегическое значение. Здесь выращиваются не только рис, но и хлопчатник. Наш урожай идет на экспорт в Россию – это хлопок, рис, бахчевые, плодоовощная продукция, зерно. Также мы поставляем овощи и фрукты в Нур-Султан и Алматы. Нам требуется 3,3 млрд кубометров воды. Однако в прошлом 2021 году было 2,6млрд кубометров, в этом году ожидается еще на 5% меньше», - пояснил Аскар Кистаубаев.
Он также подчеркнул, что в этом году «Казводхоз» не будет принимать от рисоводов заявки на подачу воды.
«РГП «Казводхоз» обслуживает и Кызылординскую область. Там в основном культивируют рис. Мы настоятельно рекомендуем земледельцам сеять вместо риса кормовые культуры. Сейчас они пользуются спросом. Кроме того, если сравнивать Кызылординскую и Туркестанскую области, то там меньше людей, а, следовательно, и рабочей силы. Тогда как Туркестанская область – основной экспортер плодоовощной продукции, зерна, бахчевых и т.д.», - отметил собеседник.
Поэтому в этой области и надо в первую очередь применять лимиты на орошение, считает он.
Г-н Кистаубаев привел еще один сравнительный аргумент. Так, по Туркестанской области лимит потребления воды - 4,6 млрд кубометров. А в Кызылорде – 4,1 при меньшем количестве орошаемых земель. При плане в 250 тыс. га там фактически орошают 150 тыс.
Вице-министр экологии, геологии и природных ресурсов РК Серик Кожаниязов во время недавней встречи с земледельцами Жетысайского и Мактааральского районов Туркестанской области настоятельно порекомендовал им сеять вместо влаголюбивых культур кормовые. Он напомнил, что в прошлом году из-за нехватки поливной воды пришлось подключать машинную водоподачу из Шардаринского водохранилища в концевую часть канала Достык.
Только благодаря столь крайней мере в Жетысайском районе смогли получить урожай бахчевых. Однако это слишком дорогостоящий для государства способ полива. Как пояснил Аскар Кистаубаев, работа одного насоса на станции водоподачи в сутки обходится в миллион тенге. В итоге прошлогоднее маловодье стоило бюджету 380 млн тенге. В этом поливном сезоне включать насосы будут только в экстренном случае.
Самый зависимый водохозяйственно-ирригационный район трансграничного вододеления - Мактаарал. Вода сюда подается по каналу Достык и при необходимости подпитывается из Шардаринского водохранилища машинным каналом. Здесь выращивают хлопчатник на 123 тыс. га орошаемых земель.
«Это - стратегическая культура, но мы должны уменьшить ее. Потому что за хлопок, собранный со 123 тыс. га в прошлом году и проданный на экспорт, получили три миллиарда тенге. В то же время за плодоовощную продукцию и зерно, собранные с 25 тыс. га, было получено пять миллиардов тенге. При этом наибольшее водопотребление у хлопчатника в июле и в августе. То есть мы должны передать 100 тыс. кубометров воды в самые жаркие месяцы. В Узбекистане в этот период воды уже нет, Сырдарья тоже иссякает», - отметил Аскар Кистаубаев.
Представитель ОО «Горный клуб «Жабаглы-Манас», имеющего статус наблюдателя конвенции ООН по опустыниванию, эксперт-исследователь Елена Ефимова рассказала, что в Жамбылской области традиционно выращивается очень влаголюбивая сахарная свекла.
Однако засуха стала одной из главных причин того, что из 5596 га, отведенных под сладкий корень в Жамбылской области, порядка полутора тыс. га было выбраковано в 2021 году.
Без субсидий выращивание этой культуры нерентабельно. Дешевле закупать сахар в России.
«Кроме того, в Жамбылской области собирается 75 % от общего объема выращенного в Казахстане лука. В 2021 г. под этой влаголюбивой культурой было занято 24,5 тыс. га земли, что на две тысячи больше, чем годом раньше. Чуть больше трети из общего объема лука выращивается без использования влагосберегающих технологий с урожаем порядка 30 тонн с га», - добавила спикер.
Повышенный интерес к этой культуре, по ее словам, обусловлен высокой урожайностью при использовании капельного орошения - до 100-110 тонн с 1 га. Практика показывает, что выращенный урожай лука в регионе не всегда удается полностью реализовать, а даже самого богатого урожая свеклы хватает для загрузки местных сахарных заводов на мизерный срок работы.
Орошение полей в Жамбылской области происходит из нескольких рек: Чу (Шу), Аспара, Коксай, Талас, а по реке Куркуреусу вода с территории Кыргызстана не поступает в приграничный Жуалынский район Жамбылской области уже более 12 лет. По прогнозам казахстанских экспертов, гидрорежим по рекам Чу и Талас кардинально может измениться в связи с запланированным строительством ряда гидросооружений и ГЭС, в вегетацию воды станет еще меньше.
«И мы могли бы еще как-то справляться с этой ситуацией, но мешает то, что почти везде у нас имеются проблемы с низким КПД собственных оросительных систем. Например, в селах Бирлик и Айдарлы Мойынкумского района Жамбылской области отсутствуют бетонные лотки. Там жизненно важный ресурс уходит в песок. На меркенской ветке Западного большого Чуйского канала, находящегося в аварийном состоянии, также теряется до 65 % поливной воды», - комментирует Елена Ефимова.
Представитель ОО «Горный клуб «Жабаглы-Манас» Рауф Сабитов также отмечает, что в бассейнах рек Аспара и Куркуреусу прекращена работа бассейновых советов из-за отсутствия донорской поддержки и по причине пандемии.
«Поскольку рекомендации бассейновых советов не являются обязательными для исполнения, этот общественный институт не воспринимается, как достаточно эффективный инструмент для решения насущных проблем в водном секторе, хотя на уровне народной дипломатии эта диалоговая площадка востребована обеими сторонами», - посетовал Рауф Сабитов.
Ситуация в цифрах
Юг Казахстана получает воду из Андижанского и Токтагульского водохранилищ. Токтагульское питает река Нарын, а Андижанское -Карадарья. Обе эти реки впадают в Сырдарью, которая, в свою очередь, питает Кайраккумское (Таджикистан) и Шардаринское водохранилища. После Фархадскогогидроузла, расположенного на территории Узбекистана, начинается магистральный канал Достык.
Он питает всего 220 тыс. га орошаемых земель узбекистанской и казахстанской части, в том числе 136 тыс. га в Мактааральском и Жетысайском районах Туркестанской области. Напомним, что всего в Казахстане - более 2 млн га орошаемых земель, из них в Туркестанской области – 575 тыс. га. 315 тыс. га из них обслуживает «Казводхоз».
В этом году ситуация ожидается сложная. На 21 февраля 2022 года уровень воды в Токтогульском водохранилище составил чуть более 8 млрд кубометров. За последние три месяца показатель снизился почти на 3 млрд кубов, а по сравнению с февралем 2021 года - на 1 млрд 670 млн кубометров. Для сравнения: в прошлом году в Токтогуле на этот день было 9,9 млрд кубометров воды.
Расход воды в водохранилище составляет 503 кубометра в секунду, а приток - 152 кубометра в секунду.
Руководитель технического отдела РГУ «Южно-Казахстанская гидрогеолого-мелиоративная экспедиция» Карл Анзельм сообщил, что основной регулятор -Токтагульское водохранилище - на данный момент имеет в запасе 8,5 млрд кубов воды.
«Это вполовину меньше проектной мощности и на 1,5 млрд меньше прошлогоднего объема. При этом в течение практически всей нынешней зимы ежедневный приток в водохранилище в три раза меньше сброса. То есть каждый день в среднем объем воды в водохранилище уменьшается на 30 млн кубов. Если сравнить, образно можно сказать, что каждые два дня уходит столько воды, сколько содержит Бадамское водохранилище», - говорит Карл Анзельм.
Такими темпами, учитывая неблагоприятный прогноз, к началу вегетации водохранилище останется практически без воды, считает собеседник. И у нас возникнет проблема с водообеспечением.
Еще один фактор – стремительно тающие ледники, откуда берут свое начало практически все реки нашего региона. ВКыргызстанеплощадь ледников превышает 6,5 тыс. кв. км. Однако она сокращается каждый год примерно на 1%.
Но основным «поставщиком» воды центральноазиатского региона с его ледниками является Таджикистан. Они растянулись там на более чем 8,5 тыс. кв. км и питают речные системы Амударьи и Зеравшана, от которых в значительной степени зависят Узбекистан, Казахстан и Туркменистан.
Но их площадь стремительно сокращается. Например, крупнейший в Центральной Азии ледник Федченко за последние 30 лет отступал в среднем на 80 метров в год. Эксперты предполагают, что в обозримом будущем из-за таяния таджикских и кыргызских ледников резко увеличатся стоки в реки. Но затем это приведет к дефициту воды.
Что можно сделать сейчас
Согласно многолетним наблюдениям, ровно сто лет назад - в 1921 году - наблюдался самый многоводный цикл на Сырдарье. Затем он повторился в 1969 году. Тогда по реке проходило 4 тыс. кубометров в секунду. Были зафиксированы крупные сели.
Очередной многоводный цикл прогнозируется к 2045 году. Однако до этого времени еще надо дожить. Поэтому эксперты, профессиональные водники предлагают ряд мероприятий, которые позволят аграриям пережить засушливый период.
Карл Анзельм говорит, что в первую очередь необходимо добиваться, чтобы соглашение между странами по вододелению на трансграничных реках выполнялось. Кроме того, он особенно подчеркивает, что необходимо на своей территории разумно использовать и делить воду, улучшить состояние ирригационной сети, а также подготовить и отремонтировать машинный канал.
Помимо этих всех водохозяйственных мероприятий, нужны сельскохозяйственные, почвенно-мелиоративные, отмечает руководитель отдела РГУ.
В частности, он рекомендует фермерам исключить посевы риса и уменьшить посевы хлопчатника. «С кормами у нас в прошлом году была проблема, поэтому следует рекомендовать фермерам посевы многолетних кормовых культур: люцерну под покровом ячменя, кукурузу на зеленый корм, зерновые. Ну и овощи для продуктовой безопасности региона», - поясняет Карл Анзельм.
Кроме того, необходимо соблюдать режим орошения, технику полива, применять водораспределительные приборы: трубки, шланги, сифоны. Весной, как только начнет подсыхать почва, надо делать боронование, чтобы сохранить в почве как можно больше влаги. После полива проводить культивацию, рыхление, чтобы влага не испарялась.
Также нужно сделать текущую планировку полей.
«Есть простые приемы – мульчирование грядки – под пленку и капельное орошение. В Мактааральском районе в 1974-1975-хсупермаловодных годах использовалась дренажная вода для повторного орошения. Мы можем за счет притока подземных вод использовать порядка 100-120 метров кубических в секунду. Это по объему- почти такой же канал Достык. Для этого надо срочно привести в техническую исправность действующие скважины вертикального дренажа, особенно скважины двустороннего действия, которые предусмотрены как для полива, так и на сброс», - отметил эксперт.
Этот комплекс мероприятий позволит фермерам пережить ожидаемый маловодный год, резюмировал Карл Анзельм.
Второй массив – Кызылкумский орошаемый массив Шардаринского района. По словам специалистов, он находится в более выгодном положении по водообеспечению, так как расположен ниже Шардары и берет воду оттуда.
«Но в этом году ожидается, что мы наберем только Шардаринское водохранилище, а Коксарай практически останется пустой, и вся вода уйдет в Кызылорду. Поэтому Шардаре тоже надо готовиться использовать воду бережно», - заключил Аскар Кистаубаев.
При множестве предлагаемых способов решений все эксперты сходятся в одном: необходимо убрать влаголюбивые культуры. И тогда аграрии смогут получить продукцию даже в условиях очень маловодного года.
Тимур Сейдалиев