Одиннадцатиклассник из Караганды Улан Мустафин разработал интерактивное приложение STROKE REC AR, которое позволит пациентам после инсульта пройти реабилитацию в домашних условиях.
О том, как пришла идея изобретения и насколько оно может быть востребованным, создатель рассказал нашему гражданскому журналисту
- Здравствуйте, Улан! Пожалуйста расскажите немного о себе
- Я учусь в 11 классе Назарбаев Интеллектуальной школы в Караганде. В свободное от учебы время играю на гитаре, в баскетбол и увлекаюсь программированием. В последнее время проявляю интерес к разработке AR-приложении (дополненная реальность). Перед поступлением в НИШ я сдавал четыре пробных испытательных экзамена, чтобы оценить свои знания и предварительно понимать, какие могут быть задания. Усиленно изучал английский и информатику, после чего в 2017 году успешно сдал все экзамены в НИШ.
- Как вы начали программировать ?
- Мой первый язык программирования - Python, начинал с уроков на YouTube, создавал простенькие игры. После этого развивался в Unity и C#.
- Расскажите историю создания прибора.
- В конце лета 2020 года муж моей двоюродной сестры, который работает в клинике, предложил мне идею. Он рассказал, что у пациентов есть сложности в реабилитации после инсульта. Я предположил, что благодаря интерактивному приложению можно сделать процесс восстановления более интересным через геймификацию. Подобные аналоги уже работают в США и в Южной Корее. Касательно датчика, который используется у нас - это датчик Kinect первой версии для Xbox. В декабре 2020 года началась уже более серьезная разработка. Поначалу было очень сложно, так как я никогда не работал в этой сфере. Сейчас, спустя 15 месяцев, могу сказать, что за один месяц я уже могу модернизировать программный код для датчика нового поколения. Сам программный код был составлен с помощью специалистов-реабилитологов, которые консультировали меня при составлении игр, упражнений.
- Были ли у вас другие варианты для названия?
- STROKE переводится как "инсульт", REC - "восстановление", а AR - "дополненная реальность". Я не особо задумывался по поводу названия приложения, так как не было планов по рекламе этого изобретения. Цель этого изобретения - упрощение работы больниц, особенно в отдаленных регионах. Возможно, в скором будущем мы будем делать улучшенную версию для использования на дому.
- В чем особенность работы именно с помощью вашего изобретения? Какие у вас есть планы на ближайшее будущее?
- Я знаю, что не хочу работать в офисе, вместо этого хочу реализовывать общественно значимые проекты. Для этого я и поставил себе цель – поступить в MIT (Массачусетский технологический институт) и развиваться в сфере VR, AR, так как считаю это наиболее перспективным направлением на данный момент.
У приложения есть две основные функции: первая - сбор точных аналитических данных через датчик Kinect с помощью игр. В будущем эти данные можно будет использовать для грамотного лечения. А вторая - внедрение надежных баз данных. Если сейчас врачи отмечают прогресс реабилитации пациента на глаз, в будущем при помощи этого приложения они будут получать реальные статистические данные.
Благодаря этим двум функциям эффективность реабилитации должна повыситься в разы. Кроме того, результаты каждого упражнения автоматически записываются в личную медицинскую карточку внутри приложения, в виде профиля.
Записал Асылан Смагулов, фото автора. Фото на главной - иллюстративное