Курс валют:

      ​Триллионы Западу: окажется ли эффективным комплексный план развития ЗКО?

      16 февраля, 14:24

      В конце января Миннацэкономики РК был предоставлен план комплексного развития Западно-Казахстанской области на четыре года. Он был разработан с целью диверсификации экономики и улучшения условий жизни населения. Жители региона активно обсуждают информацию о «вбросе в экономику» 2,6 трлн тенге и надеются на результаты от его реализации. Эксперты же раскритиковали некоторые запланированные мероприятия, посчитав их неисполнимыми.

      События января 2022 года, начавшиеся на Западе Казахстана, заставили власти обратить внимание на диспропорциональное развитие регионов, большую зависимость от нефтяного сектора и беспорядочную внутреннюю миграцию, тянущую за собой проблему с адаптацией.

      Президент РК Касым-Жомарт Токаев дал поручение правительству разработать план для нового развития западных регионов. Тезисно: индустриализовать регион, развивать в нем малый бизнес и продвигать программу «Ауыл – Ел бесігі», направленную на развитие сельских территорий.

      В ответ на это министр национальной экономики Алибек Куантыров представил общественности комплексный план развития Западно-Казахстанской области на 2022-2025 года, включающий в себя перечень из 116 мероприятий, направленных на оздоровление экономики региона.

      Помимо этого, он включает в себя и небольшое исследование текущей экономической ситуации в Западном Казахстане, на основе которого и составлялось планирование по улучшению экономики.

      В исследовании называются несколько факторов, сдерживающих развитие экономики в области по сей день.

      Во-первых, это зависимость от стабильной работы одной компании – «Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В.» (КПО) - оператора Карачаганакского нефтегазоконденсатного месторождения в Аксае.

      «Сотни компаний работают на снабжение деятельности КПО (поставка товаров, транспортные услуги) и не заинтересованы в открытии других видов предпринимательства. Объемы инвестиций и строительных работ в регионе также связаны с деятельностью этой компании. При падении цены на нефть и других проблемах на предприятии снижается экономическая активность в области», - отмечается в исследовании министерства нацэкономики РК.

      Вторым крупным сдерживающим фактором называется дефицит товарного газа и, соответственно, его высокая цена, которая сдерживает рост малого и среднего бизнеса и привлечение новых инвестиций в регион.

      В-третьих, экономике мешает плохое состояние инфраструктуры водного хозяйства, дорог, высокий износ линий электропередач и высокая очередность на жилье.

      АмбицииVS Реальность

      Министерство национальной экономики от реализации плана ожидает результаты, которые условно можно разделить на инвестиционные и инфраструктурные.

      В частности, по инвестициям ожидается результат в виде прироста ВРП до 3,5 трлн (2,7 трлн в 2020 году), увеличение доли малого и среднего бизнеса в экономике до 1,5 трлн тенге, а также создание в целом до 38 тыс. новых рабочих мест, из которых 18 тыс. - постоянные рабочие места в новых инвестпроектах.

      Увеличение ВРП за тот же период в четыре года, если ориентироваться на информацию Бюро национальной статистики, реален. Так, согласно данным статоргана, в ЗКО с 2015 по 2018 год валовой региональный продукт увеличился на 1 трлн тенге, с 1,7 до 2,7 трлн тенге. Увеличилось и число рабочих мест: за последние четыре года в регионе появилось 35 тыс. новых рабочих мест.

      Другой вопрос, что увеличить долю малого и среднего бизнеса в экономике – задача непростая. Во все эти годы в валовом региональном продукте большая часть приходилась на добывающую промышленность.

      К примеру, в 2015 году при ВРП в 1,7 трлн тенге, 1,3 трлн приходилось на добывающую промышленность, в 2016 этот показатель составлял 1,5 трлн из ВРП в 2 трлн, в 2017 – 1,9 к 2,3 трлн, в 2018 - 2,4 трлн к 2,7 трлн тенге.

      Обнадеживающими же индикаторами достижения положительных результатов в развитии инфраструктуры региона являются ввод в эксплуатацию 3 млн кв. метров жилья, реконструкция 2051 км электрических сетей, а также 84,7 км водных сетей и 46,2 км городских тепловых сетей.

      По данным Бюро нацстатистики, в последние годы ЗКО достигла пика мощности в вводе жилья в эксплуатацию - 529 тыс. кв. метров в 2020 году. Ранее ежегодно вводилось по 200-400 кв. метров.

      Однако, даже если взять за основу данные 2020 года, то для того, чтобы построить за четыре года 3,0 млн кв. метров жилья, необходимо будет увеличить темпы строительства, как минимум, в полтора раза.

      Относительно достижения показателя по реконструкции инженерных коммуникаций сложно спрогнозировать результат, поскольку, по данным монополистов-балансодержателей сетей, как таковая реконструкция столь больших масштабов еще не производилась. Ремонт производили только в режиме «текущего латания дыр», и сети находятся в максимально изношенном состоянии.

      От общего к частному

      Всего на реализацию четырехлетнего плана по улучшению экономики планируется израсходовать 2,6 трлн тенге. Однако в документе прописано, что процент государственных вложений тут невелик – не более 1 трлн тенге.

      Оставшиеся же 1,6 трлн нужно будет привлечь местным властям в качестве частных инвестиций. 76 инвестиционных проектов - в сфере аграрного комплекса и 37 проектов - в сфере промышленности.

      Нужно понимать, что доля государства в этой сумме в 1 трлн тенге, разделенная на четыре года, - это в среднем по 250 млрд тенге на год. Учитывая, что в предыдущие три года бюджет области составлял от 184 до 333 млрд тенге, непосредственно процент вложений со стороны государства не увеличится.

      Что касается частных инвестиций, то часть из них «завязана» на увеличении прежних мощностей в эксплуатации недр региона. Это - проект расширения Карачаганакского месторождения, вопрос о прямой поставке газа на внутренней рынок от компании «Жайыкмунай» и строительство газоперерабатывающего завода. Такая работа проводилась и до комплексного планирования развития территории.

      Другая часть основывается на создании новых производств рынка строительных материалов: завод гравия, производство сухих смесей. Некоторые предполагаемые проекты нетривиальны для региона и весьма специфичны – производство свинцово-кислотных аккумуляторов, жидкого метанола и сборка автобусов.

      Работа по привлечению инвестиций велась в области и в прежние времена с разными успехами. Так, в последние пять лет до пандемии вложения в инвестиционный капитал составляли 400-586 млрд тенге ежегодно, при том, что большую часть инвестиций составляют вложения со стороны тех же самых недропользователей (о чем говорится в исследовании Комплексного плана и в статистических сборниках).

      Для того чтобы региональные власти за четыре года вовлекли в регион 1,6 трлн тенге частных инвестиций, им придется буквально удвоить свою работу по этому направлению.

      «Привлечь инвестиции – нелегко, но реально»

      По словам заместителя руководителя управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития по ЗКО Жанны Беккалиевой, в ЗКО ведется постоянная работа по привлечению частных инвестиций, и это - сложная работа.

      «Комплексный план развития области составлялся местным исполнительным органом и был согласован со всеми отраслевыми министерствами. По всем этим инвестпроектам и их реализации у нас уже есть предварительные договоренности. У нас действительно намереваются собирать автобусы на базе действующего завода «Агрореммаш», действительно будет завод по производству жидкого метанола – крупная казахстанская компания прорабатывает этот вопрос», - сказала Жанна Беккалиева.

      При этом она отметила, что государство выполняет свою работу в деле поддержки предпринимателей, однако это не является гарантией того, что тот или иной инвестиционный проект однозначно будет реализован.

      В качестве примера глава управления привела проблему нехватки рабочих кадров. «Молодежь у нас стремится идти работать в офисы, мало кто хочет идти на производство, - пояснила она.- Сами предприниматели тоже, в основном, настроены на «быстрые деньги» - хотят открывать больше проектов в сфере услуг, потому что производить что-то и иметь с этого прибыль быстро не получится. Учитывая сильную конкуренцию, в основном на базе действующих производств расширяется номенклатура выпускаемой продукции».

      «На своих ошибках не учатся»

      Специалист в сфере стратегического планирования регионов, политолог из ЗКО Хайдар Капанов считает, что заявленные в плане цели не отвечают реальным нуждам жителей.

      «Цель любой госпрограммы – это ответ на потребности населения, - отметил он. - Такие же благие цели заявлялись и по многим другим госпрограммам, не нужно проводить глубокий анализ, чтобы понять, что они не исполнены. По логике, чтобы начать «новый курс Казахстана», о котором говорил президент, нужно начать работать по-новому».

      Однако, по мнению политолога, правительство не сделало выводов, «скинув» тему улучшения жизни населения акимам регионов.

      «На развитие выделили 2,6 трлн тенге, и большую часть инвестиций при этом поручили найти региональным властям. В итоге вновь получится недофинансирование, которое и усугубило прежние проблемы», - заключил Хайдар Капанов.

      Эксперт назвал комплексный план развития территории размытым, что, по его предположению, может привести к безответственности в его исполнении. Так, заявлено много бизнес-проектов, однако не прописано: что за предприниматели стоят за тем или иным проектом, не прописано, как тот или иной проект повлияет на экономику региона.

      Так как большая часть комплексного плана – это частные инвестиции, то, как считает собеседник, встает закономерный вопрос: смогут ли в действительности они привлечь этих инвесторов?

      «Каждый бизнесмен при «входе» в тот или иной регион оценивает не только рынки сбыта и сырья, покупательскую способность, но и правила игры, - поясняет он. – Конкретней: действия местных властей в прошлом и настоящем. Поскольку наша область оказалась на втором месте снизу по привлечению инвестиций, то это нехороший звонок, и следует оперативно проработать причины этого для улучшения ситуации».

      В то же время Хайдар Капанов подчеркнул, что большим плюсом комплексного плана развития ЗКО стал курс на реурбанизацию, то есть на обратный отток внутренних мигрантов в села.

      «В плане поставлены нужные акценты на развитие сельского хозяйства и аграрно-промышленного комплекса – орошение, восстановление всей прежней системы и создание новых каналов. Финансирование электрификации, газоснабжения и дорог обеспечивает инфраструктуру села. Таким образом, возникнет пропорциональность расселения людей в городе и на селе,и тогда возникнут нужные рабочие места», - резюмировал политолог.

      Автор: Айгерим Алиева

      Опрос

      Оцените Послание Токаева от 01.09.2022 по шкале, где "5" - очень понравилось, "1" - абсолютно не понравилось

      Результат

      Мнение

      Ирина Смирнова, депутат
      Улучшенный стандарт за наш счет?
      Ирина Смирнова, депутат
      На детях экономить нельзя!
      Газиз Абишев, политический обозреватель
      Нынешний Кабинет Смаилова не справился
      Олжас Кудайбергенов
      Тугжанову даже поселок доверить нельзя, а тут целый вице-премьер!
      Данияр Ашимбаев, политолог
      Троечники...
      Ирина Смирнова, депутат
      Не нужно нашей стране это министерство
      Данияр Ашимбаев, политолог
      Ситуация в Центральной Азии к спокойствию не располагает
      Другие статьи