Аким Шымкента Мурат Айтенов посетил частную школу «Зияткер Туран» в микрорайоне Тассай, которая открылась в этом году. Он ознакомился с условиями обучения, побеседовал с педагогами, сообщает пресс-служба акимата третьего мегаполиса.
Это учебное заведение в Каратауском районе рассчитано на 816 мест и построено по типовому стандарту в три этажа. В одну смену школа принимает 340 учащихся. В корпусе, кроме учебных кабинетов, располагаются столовая на 260 детей, актовый зал, мастерская, компьютерный класс, спортивный зал.
Во время посещения школы глава города отметил, что инвестиции предпринимателей в образование способствуют развитию конкуренции в этой сфере. А конкуренция, в свою очередь, способствует повышению качества образовательных услуг и в итоге уровню знаний учеников. Мурат Айтенов не раз отмечал: для реализации поручения президента Республики Казахстан о ликвидации трехсменных и аварийных школ до конца 2023 года необходимо привлекать большее количество индивидуальных предпринимателей в сферу общешкольного образования.
Напомним, в городе активно развивается строительство современных частных школ – Шымкент по праву числится в лидерах по их вводу. Ранее управление образования третьего мегаполиса информировало, что увеличение количества частных школ позволит снизить нагрузку на бюджет, значительно уменьшить дефицит мест. Для инвесторов вложение средств именно в эту сферу - успешный и долгосрочный бизнес проект с гарантией востребованности. К слову, с внедрением системы подушевого финансирования в 87 частных школах Шымкента обучаются 31 225 учащихся. А количество детей в 151 государственном образовательном учреждении в этом году достигло 21 6735.
А поскольку в Шымкенте частные школы получили развитие и поддержку, мы решили вспомнить основные плюсы частных школ. В первую очередь, это - индивидуальный подход, углубленный английский и инновационные проекты.
Напомним, начиная с 2019 года государство финансирует обучение учеников в частных образовательных учреждениях. Это называется «деньги пошли за ребенком». Бюджетные деньги уже отправились за учениками в такие дорогие частные школы, как Haileybury, «Мирас», Galaxy… Что из этого должно получиться и почему государство решило в равном объеме финансировать как богатые частные школы, так и обычные государственные.
"Государство не спонсирует частные школы, а поддерживает выбор родителей: учить ребенка в государственной школе или, доплатив, к примеру, за дополнительную программу или более качественные условия, перевести в частную. Бюджетные деньги теперь направляются в то учебное заведение, в которое пришел ученик. Если ученик ушел – за ним в другое учебное заведение ушли и деньги.", - пояснили в управлении образования Шымкента нашему корреспонденту.
В ведомстве также отметили - мера по размещению госзаказа в частных школах дала возможность развить этот сегмент и немного разгрузить государственные школы. Строительство не поспевает за демографическими и миграционными процессами в стране. Только сегодня построенная школа уже становится трехсменной. Лишь государственным строительством мы никогда не решим вопрос дефицита ученических мест, соответственно, будет страдать качество. И в этом вопросе частный бизнес может быть хорошей подмогой. В развитых странах доля частных школ составляет от 12% до 29% от общего количества, тогда как в Казахстане этот показатель равняется всего 1,5%.
До 2016-2017 гг. в стране было небольшое количество частных школ, и они в основном размещались в мегаполисах. Подушевое финансирование и внедрение госзаказа в частных школах позволило расширить этот круг – частные школы стали появляться в разных городах Казахстана. От этого выиграл не только бюджет, но и родители, и ученики. То, что обучение в частных школах обходится в баснословные суммы, – единичные случаи в республике. В целом плата в частных школах включает в себя многочисленные дополнительные занятия. К примеру, в Шымкенте открылась школа, где ежемесячная плата составляет 20-25 тысяч тенге. И это школа полного дня, куда входит питание.
А государственные школы никуда не исчезнут, то есть останутся полностью бесплатными для большинства учащихся. Мы добиваемся только того, чтобы разгрузить школы и ликвидировать трехсменное обучение и чтобы в классах было стандартное количество учеников. Согласитесь, когда в классе 40-45 учащихся, невозможна индивидуальная работа и материал усваивается детьми значительно хуже.
Калима Жолкен