В Государственном музее искусств им. Абылхана Кастеева энтузиасты-исследователи презентовали проект «Калмыков. Последний приют» и рассказали, что обнаружили могилу художника Сергея Калмыкова.
«Да, мы нашли могилу Калмыкова. Была проделана большая исследовательская работа, которая заняла целый год. Все началось с поста российского искусствоведа про Калмыкова, на который я наткнулась в социальных сетях. Текст заканчивался словами, что могила художника неизвестна. Под постом я увидела комментарий: «А я знаю, где похоронен Калмыков. Мне отец показывал!» Я тут же написала автору комментария, им оказался алматинец Олег Федоров. Он подтвердил информацию. После чего я сообщила об этом исследователю-некрополисту Георгию Афонину, который много лет занимается изучением творчества Калмыкова. Конечно, мы попросили показать место захоронения. То, что мы увидели, и могилой-то назвать нельзя было: холмик, заросший травой. Олег Иванович сказал, что раньше здесь стоял небольшой деревянный столбик с табличкой, но со временем он куда-то делся. Он узнал о могиле от своего отца, художника. Оказалось, что мама Олега Ивановича тоже была художницей и похоронена недалеко от Калмыкова. Поскольку не было никаких опознавательных доказательств, что именно это могила Калмыкова, мы решили найти эти доказательства», - рассказывает экскурсовод, журналист Евгения Морозова.
«Сначала мы пошли по адресам, указанным в книге регистрации умерших. Дом, в котором когда-то жил Калмыков, нашли сразу. К сожалению, на нем нет мемориальной доски, что именно там провел свои последние годы великий художник. Мы поговорили с жильцами и собрали кое-какую информацию. Потом отправились по адресу, по которому проживала когда-то Валентина Захарова. Нам удалось выяснить, что Валентина Васильевна и Сергей Иванович работали вместе в театре. Она была певицей, а также состояла в профкоме и дружила с Калмыковым, помогала ему частенько: приносила ему еду, общалась с ним. И, судя по документам, именно она занималась похоронами художника», - поведала Евгения.
«Имя Сергей Калмыков известно многим, но, по моему мнению, понимания творчества художника, его личности - нет. Мы хотим сделать свой вклад в восстановление исторической памяти. Сегодня к творчеству Калмыкова в мире большой интерес. Его ставят в один ряд с мировыми именами художников, и это оправданно. Сергей Иванович жил и работал в трех городах: Санкт-Петербурге, Оренбурге и Алматы. В нашем городе он прожил последние тридцать лет и здесь обрел покой. Нам удалось найти место его последнего приюта. Работа велась в нескольких направлениях. Мы буквально по крупицам восстановили ход событий последних дней художника. Наши исследования стали известны коллегам в Санкт-Петербурге. Для города на Неве фигура Калмыкова не менее знаковая, чем для Алматы», - отметил исследователь-некрополист Георгий Афонин.
«Я много знаю о поисках могилы Калмыкова. У меня вопрос: как вы можете утверждать, что именно там похоронен художник? Вы делали эксгумацию? Откуда такая уверенность?» - первым взял слово режиссер, заслуженный деятель искусств РК Александр Головинский.
«Этот вопрос волнует всех. Десять лет я лично занимался поиском могилы Калмыкова. Нас самих поразила неожиданность этой находки. Мы не делали эксгумацию. Подобная процедура даст кости, мужской скелет, который не будет ничем отличаться от других скелетов. Мы же нашли документальное подтверждение, что именно там похоронен Калмыков. Это зафиксировано в книге захоронения, которая хранится в архиве. Плюс другие архивные документы и рассказы очевидцев. Доказательная база более чем достаточная», - констатировал Георгий Афонин.
«Олег Федоров много раз обращался к журналистам и готов был рассказать и показать могилу, но всем было неинтересно. А у Олега Ивановича не было цели ходить и доказывать. Мы рады, что именно нашей команде удалось восстановить могилу Калмыкова. Спасибо супругам Наталье и Анатолию Кулаковым, которые на свои средства сделали оградку и крест. На одной из экскурсий я рассказала им о наших исследованиях, о могиле художника, которую надо бы привести в порядок. Они сразу предложили помощь. Мы все вместе почистили место захоронения, а потом Наталья и Анатолий сказали, что хотят внести свой вклад в этот проект, и облагородили могилу. Мы обращались в акимат, там нам отказали в поддержке. Потом я написала письмо в Министерство культуры и спорта о нашей находке и что мы хотим рассказать об этом общественности. Минкультуры поддержало нас и дало добро на проведение выставки художника в день его рождения и презентацию результатов наших исследований. Конечно, предстоит еще немало работы, но я рада, что историческая справедливость восстановлена. Спасибо всем неравнодушным людям, которые оказали нам помощь и поддержали наш проект», - продолжила Евгения Морозова.
Георгий Афонин и Евгения Морозова