Курс валют:

      "Вешалка дороже кофточки": как супруги из Нур-Султана помогают малообеспеченным семьям

      20 апреля, 12:07

      Знаете, где можно купить футболку за 100 тенге или свадебное платье за 5 тысяч тенге? И это не предел: в период беспрецедентных акций цена падает еще ниже. И тут возникают другие вопросы: кто и зачем это делает?

      "С вас – like, от нас – көмек"

      Эта случайно родившаяся фраза уже два года как стала девизом владельцев столичного благотворительного магазина Даулета и Асемгуль Керейбаевых. Точнее, сейчас в Нур-Султане под вывеской LikeKomek работают уже три точки - в ЖК "Лесная поляна", по адресам Косшыгулулы, 14 и Кудайбердыулы, 31. Их местоположение не случайно: здесь находятся многоэтажки, возведенные по жилищной госпрограмме для малообеспеченных и многодетных семей.

      Как всех накормить и одеть

      С этими проблемами супруги Керейбаевы знакомы не понаслышке. Даулет и Асемгуль выросли в больших семьях. Чем старше становились, тем больше понимали, что родителям в материальном плане сложно, иногда заботы ложились непосильным грузом.

      "В школе нас называли "бесплатниками" из-за того, что нам выдавали в порядке соцпомощи форму, канцтовары, и это, если честно, задевало", - вспоминает собеседница.

      В жизни Даулета был период, когда пришлось жить на дачах…

      "Мы открыли особенный магазин"

      Идея появилась после похода Асемгуль в благотворительный фонд "Қарқын". По совету сестры она отнесла туда вещи, которые сыновьям стали малы.

      "Там я поняла, сколько у нас людей нуждаются в элементарном. Когда по городу ходишь – не замечаешь, а когда в одном месте их видишь… И это еще столица, в которой, казалось бы, уровень доходов должен быть выше. Пришла домой, рассказала об увиденном мужу, он меня сразу понял", - рассказывает девушка.

      Сказано - сделано. Только супруги решили помогать людям не по "формату" фонда: чтобы покрывать базовые расходы (аренда, затраты на бензин, минимальное оборудование), необходим был коммерческий подход. Позже к расходам прибавилась и зарплата сотрудников.

      Асемгуль в тот период трудилась бухгалтером в школе, Даулет неплохо зарабатывал на своем бизнесе. Супруги говорят, что дополнительный доход семье не требовался. Им хватало и на двоих детей, и на спокойную жизнь.

      Начали со сбора вещей: ассортимент собирали на сайте бесплатных объявлений, мониторя раздел "Отдам даром".

      "Даулет ездил по адресам, объяснял, зачем собирает б/у вещи. Некоторые, когда узнавали, для чего, хотели чего-то взамен: фрукты, шоколадку. На сбор у нас ушло около четырех-пяти месяцев. Первое помещение в 50 квадратных метров нашли в районе 10 поликлиники – там много семей, которым нужна поддержка. Кстати, все наши магазины располагаются на цокольных этажах, нам не по карману дорогая аренда. Полки, вешалки, зеркала – все это появлялось постепенно. Первые вложения – порядка 400 тысяч тенге", - делится Асемгуль.

      Открыться планировали 18 марта 2020 года, но за два дня до этого в стране объявили режим ЧП в связи с пандемией коронавируса. Проект супруги запустили спустя два месяца, с большими сомнениями.

      "Нас никто не знал, люди боялись на улицу выходить и контактировать. Рекламу мы себе позволить не могли - сами на улице флаеры раздавали. Оказалось, что "сарафанное радио" работает лучше всего: прохожие заглядывали, узнавали, что мы продаем, и передавали другим. Одновременно открыли одноименный аккаунт в Instagram", - рассказывает она.

      Второй магазин открыли в этом же году на вырученные от продажи легковушки деньги. Они признаются, что на первом этапе о прибыли не было и речи, денег едва хватало оплатить аренду. Работу в школе Асемгуль оставила и вплотную занялась новым делом.

      "У нас свои правила"

      Супруги получили немало критики по поводу того, что вещи берут бесплатно, а потом продают их.

      "Никто не хотел понимать, что мы несем затраты. Трудных ситуаций, негатива было много, но о закрытии не думали, потому что видели, что магазин реально помогает многим. Люди говорили: "Спасибо! Если бы не вы…", и это окрыляло", - делятся они.

      Отношение изменилось после того, как о магазине начали писать в СМИ. На этой волне им звонили не только казахстанцы, но и из ближнего зарубежья, спрашивали, как вещи отправить. Склад и магазин молниеносно заполнились.

      "Нам важно, чтобы покупатели не чувствовали себя дискомфортно от того, что приходят за дешевым товаром. Выбор есть, в каждой точке – около пяти тысяч единиц, есть примерочная. Оборудование брали с нуля, чтобы не было ощущения наспех слепленного магазина. Сначала абсолютно все мы стирали дома, после сушки гладили. Сейчас не справляемся, только гладим и просим, чтобы принесенные вещи были исключительно чистыми и целыми. Поступает новая партия со склада - сразу публикуем объявление. Часто просят отложить что-то, но мы этого не делаем, чтобы у покупателей были равные возможности. Но мы выполнили просьбу о возможности покупки в рассрочку через банк", - объясняет Асемгуль.

      При этом цены в LikeKomek начинаются от 100 и достигают пяти тысяч тенге. Для каждой категории одежды есть свой "потолок": например, стоимость футболки - не более 1500 тенге. Дороже всего оценивается верхняя одежда, обувь, вечерние, свадебные платья. Однажды здесь продавали жакет за 200 тенге, пуговицы которого, как оказалось, в магазине швейной фурнитуры стоили по 500 тенге каждая.

      Цепочка добра

      Историй, связанных с магазином, у семьи Керейбаевых достаточно, и курьезных, и не очень приятных. Однажды кто-то оставил пакет с грязным нижним бельем, а кто-то привез целую партию новой обуви…

      Работа на двух складах кипит – на разбор одежды уходит много времени. Число сотрудников выросло до восьми, в их числе и Даулет с Асемгуль. Процесс, как смогли, систематизировали: для каждой торговой точки сделали специальные бирки - знать, в какой магазин отправится та и или иная вещь. Если не продается в одном, отправляется в другой - уже со скидкой, которая может достигать 70%.

      Раньше то, что невозможно носить, приходилось просто выкидывать. Но потом супруги решили, что даже непотребным вещам можно дать вторую жизнь. Стали отдавать на автомойки, СТО.

      "Познакомились с портнихой. В нашем магазине она часто искала вещи из нужной ей ткани или пуговицы. Предложили ей подобрать что-то из неликвидного товара, например, порванных вещей. Женщине они пригодились - из разных кусочков она сшила корпешки, перчатки из старого пальто. Сейчас мы отдельно собираем все вязаное по просьбе нашей покупательницы Ани - мамы троих детей, у нее инвалидность II группы. Она предложила вязать сумки из вторичной пряжи и выставлять их у нас. Мы обрадовались, подумали, что сможем так быть ей полезны, а она наотрез отказалась брать деньги. Такая искусница, добрая душа, вы бы знали! Мы написали о ней пост, и оказалось, что мастериц немало. Для них продолжаем собирать трикотаж. В общем, внедряем экологичный подход. Макулатуру стали тоже принимать", - продолжает Асемгуль.

      К большой мечте

      Супруги планируют в этом месяце открыть четвертый благотворительный магазин - в районе 189-ой улицы. Недавно благодаря спонсору удалось реализовать давнюю задумку - поставить боксы для сбора вещей в ЖК "Манхэттен-3" и "Брюссель-2" по договоренности со строительной компанией.

      "В ближайшем будущем хотим расшириться - открыть еще два магазина. Даем себе пять лет, чтобы запустить первый мини-завод по переработке вещей в ветошь. Но главное для нас – помогать семьям с маленьким доходом", - делятся Керейбаевы.

      Аэлита Таева

      Опрос

      Оцените Послание Токаева от 01.09.2022 по шкале, где "5" - очень понравилось, "1" - абсолютно не понравилось

      Результат

      Мнение

      Ирина Смирнова, депутат
      Улучшенный стандарт за наш счет?
      Ирина Смирнова, депутат
      На детях экономить нельзя!
      Газиз Абишев, политический обозреватель
      Нынешний Кабинет Смаилова не справился
      Олжас Кудайбергенов
      Тугжанову даже поселок доверить нельзя, а тут целый вице-премьер!
      Данияр Ашимбаев, политолог
      Троечники...
      Ирина Смирнова, депутат
      Не нужно нашей стране это министерство
      Данияр Ашимбаев, политолог
      Ситуация в Центральной Азии к спокойствию не располагает
      Другие статьи