Курс валют:

      Январская трагедия: пилот рассказал о попытке митингующих захватить самолет

      17 апреля, 11:12

      Пилот авиакомпании Air Astana рассказал о попытке захвата борта митингующими в январе в Алматы

      5 января, по словам Алмаза, был вполне стандартным рабочим днем. В тот день его ждало выполнение четырехсекторного полёта:

      "Ну, или, человеческим языком, я лечу из Шымкента в Алматы, затем из Алматы в Кызылорду, затем из Кызылорды обратно в Алматы и из Алматы в Шымкент. Рабочее время проходит для выполнения всех четырех секторов, и есть небольшой запас в случае ухода на запасной на крайнем секторе".

      День был, в целом, стандартным, за исключением некоторых моментов. Первый - стало известно, что митингующие выдвинулись в сторону аэропорта. Поэтому было принято решение, что из Алматы борт экстренно отправится в Шымкент пустым, без пассажиров.

      Но для вылета важно было забрать необходимые документы. И если обычно их доставляют к самолету наземные службы, в этот раз пилоту пришлось бежать за ними самому.

      "Как только бумаги подготовили, я тут же бегом направился обратно в аэропорт, бумаги есть, топливо тоже почти заправили, осталось лишь получить диспетчерское разрешение и центровку самолета для вылета. Пока мы получали все разрешения на вылет, появилось две проблемы. Первая - это эвакуация аэропорта, тысяча людей резко появилась на перроне, все куда-то бежали, с багажом и без, про центровку самолета можно забыть, ведь человек, который за это отвечал, тоже эвакуировался. Вторая проблема - это трап, лестница такая на "лапах", по которой через несколько часов будут подниматься митингующие, вскрывать нам дверь, бить по иллюминатору. Ну так вот, трап, он стоял на "лапах", и во время эвакуации траповщик забрал ключи и покинул машину. Остался только экипаж и инженер", - вспоминает пилот.

      Получается, что вылететь из-за трапа, заблокировавшего самолет, невозможно. А митингующие уже ворвались в здание аэропорта.
      "...на перроне бегают тысячи пассажиров, в терминале уже митингующие начинают все громить. А наша стоянка, 14-я, лицом прямо на терминал, такое даже в фильме не покажут".

      Экипаж принял решение обесточить самолет, выключив ВСУ, и закрыть все двери, создать имитацию, что на борту никого нет, и, затаив дыхание, ждать.

      "За время, пока мы сидели, я видел разгром терминала, видел как аэропортовские машины угоняли и на них катались по перрону, видел черный густой дым от сожженных машин на парковке терминала. Такие вещи будет сложно забыть. Несмотря на сложную ситуацию, наш экипаж держался хладнокровно, в какой-то степени даже слишком", - продолжает пилот.
      В какой-то момент от большой толпы митингующих осталось несколько крупных групп людей, которые двигались целенаправленно по разным направлениям по перрону, словно патрулировали. Одна из таких групп направилась к самолету Алмаза. По словам пилота, почти дойдя до самолета, они осмотрели его и ушли для того, чтобы позже вернуться:
      "Через час-два уже группа побольше, в составе пятнадцати-двадцати человек, направилась в наш самолет, в руках у них были биты, ломы, молотки, и у одного был дробовик. Серьезное заявление. Они быстро поднялись по трапу и пытались открыть нашу дверь в самолет. Еще когда они подходили к самолету, я побежал к двери и схватился за ручку, вместе со мной за нее схватился подбежавший бортпроводник Медет".

      Вдвоем мы не давали ей подняться, потому что с обратной стороны толпа явно недружелюбно настроенных людей пыталась ее поднять. Всеми силами мы давили на нее, я бы сказал, удерживали свои жизни в руках. Пока одни митингующие пытались вскрыть нам дверь, другие принялись ломать иллюминатор, ломом и молотком они стучали по нему раз за разом, попытка незаконного проникновения продлилась минут 15, но я это ощутил как целый час жизни: каждый пинок по двери, каждый удар лома по иллюминатору хорошо отпечатался в памяти, если еще учесть, что я телом прилегал к двери, 4D-ощущения, можно сказать. Такое я бы лучше только в кино испытывал.

      Пока одни пытались вскрыть нам дверь, другие били по иллюминатору, а третьи обращались к нам сразу на трех языках: русском, казахском и английском. Смысл, правда, менялся в зависимости от языка: если на русском и казахском они кричали, что сожгут нам самолет в случае, если мы не откроем дверь, и матерились, то на английском, наоборот, просили открыть дверь, все хорошо, нас не тронут".

      Так и не сумев вскрыть дверь и не услышав от экипажа никакого ответа, они по одному стали покидать трап и, собравшись большой толпой, вернулись в терминал.
      Первая волна атаки была отбита - самолет немного пострадал.
      "...но главное, что экипаж жив и в целом все хорошо, правда, холодно. Обесточенный самолет, ни тепла, ни света, а по времени ночь 5-го января, температура сильно упала и экипаж мерз. Закутавшись в куртки, мы продолжали наблюдать за обстановкой. Попутно связываясь со своим офисом, начальством и докладывая о ситуации и в целом, наших "приключениях на перроне".
      Просидев всю ночь в обесточенном самолете, я испытал то самое осознание, когда ты не знаешь, будет ли все хорошо дальше или нет".
      К 6 утра экипаж принял решение покинуть самолет:
      "К этому времени инженеры смогли проникнуть на перрон и осмотреть состояние некоторых самолетов, также добрались и до нашего. Узнав у них, что в терминале ходят лишь малыми группами мародеры и большого скопления людей нет, мы решили покинуть самолет.
      Стоило только двери самолета открыться, как я увидел небольшую группу людей у трапа, которые кричали нам спускаться вниз. Очередные митингующие? Их было шестеро, нас пятеро, плюс-минус силы равны, но, завязав диалог с одним из этих людей, я узнал, что это вроде как митингующие, но "свои", эдакая гражданская оборона. Они сказали, что мы можем спокойно пройти через терминал, главное, идти большой группой, и тогда никто не тронет. Звучит логично, именно так мы и сделали: закрыв самолет, мы отправились большой группой экипажа через весь терминал".

      Картина разграбленного терминала еще долго будет стоять перед глазами, говорит пилот:

      "Мы вошли через зону международного прилета, кабинки были разбиты, кругом мусор и вещи, следом мы вышли в зону приема багажа, лента не работала, но разбросанные сумки валялись везде, а пол был залит жидкостью неизвестного происхождения. Пройдя дальше, мы вышли из зоны прилета и напрямую пошли уже в свой офис... Когда мы шли через парковку терминала, я увидел те самые машины, дым от которых наблюдал еще ночью".


      В Шымкент экипаж вылетел лишь 10 января. Однако и по прилету команда не смогла сразу добраться домой:

      "Наш рейс задержался, и вместо запланированного прибытия в 22:30 мы прибыли в 23:00. В Шымкенте действовал комендантский час на тот момент, однако, по нашей информации, была договоренность, что экипаж может вернуться домой после 23:00 и их не заберут в РУВД. Для нас была организована развозка из аэропорта, который мы спокойно покинули".

      На одном из перекрестков машину развозки остановили. К тому моменту в машине оставались бортпроводник, командир и пилот. Их доставили в РУВД. Теперь за нарушение комендантского часа им светила статья.
      "По прибытию в РУВД нас обыскали по несколько раз, вещи забрали, телефоны забрали, начинается веселый допрос, пока мы объяснили каждому представителю закона, кто мы и почему нарушаем комендантский час, прошел час и более. Нас не хотят отпускать, но вроде как и за решетку еще не посадили. На протяжении следующих двух часов они пытаются узнать, что с нами делать, пока наконец я не попросил телефон, чтобы позвонить начальству и сообщить им о нашей ситуации. Повезло, мне вернули телефон, к этому времени прибыл вроде как начальник РУВД, который сообщил, что нас надо отпустить. Тем временем я созвонился со своим начальством, и как оказалось, оно в курсе и пытается нас вытащить. Теперь загвоздка, нас не задерживают больше, но и самостоятельно передвигаться по городу мы не можем, так как комендантский час, придется сидеть в РУВД всю ночь, чтобы потом уехать, наша развозка тем временем уехала, водителя задерживать не стали.
      Еще спустя пару часов, на часах уже полшестого, с такой же проблемой столкнулся и другой экипаж, который прибыл в Шымкент из Дубая и не мог покинуть аэропорт".
      Отдохнуть команда смогла лишь в отеле, куда их доставил шеф шымкентского отделения авиакомпании: "На личной машине он забрал нас и отвез в отель, покуда тот был рядом с РУВД, в который ранее он привез и экипаж из Дубая. Мы просидели в отеле до окончания комендантского часа, и я отправился домой.
      Почти неделя прошла с момента как я видел свою супругу, и это, наверное, был лучший подарок на день рождения - вернуться из всего этого хаоса в домашний уют к любимой супруге", - подытожил свой рассказ пилот.
      Фото со страницы pilot.al.b


      Опрос

      Оцените Послание Токаева от 01.09.2022 по шкале, где "5" - очень понравилось, "1" - абсолютно не понравилось

      Результат

      Мнение

      Ирина Смирнова, депутат
      Улучшенный стандарт за наш счет?
      Ирина Смирнова, депутат
      На детях экономить нельзя!
      Газиз Абишев, политический обозреватель
      Нынешний Кабинет Смаилова не справился
      Олжас Кудайбергенов
      Тугжанову даже поселок доверить нельзя, а тут целый вице-премьер!
      Данияр Ашимбаев, политолог
      Троечники...
      Ирина Смирнова, депутат
      Не нужно нашей стране это министерство
      Данияр Ашимбаев, политолог
      Ситуация в Центральной Азии к спокойствию не располагает
      Другие статьи