Вчера на Сурдлимпийских играх медаль высшего достоинства завоевал Еркебулан Канафин в весовой категории до 81 кг. Скандал разгорелся после того, как в Министерстве культуры и спорта сообщили, что победитель здоров и не должен был принимать участие в соревновании.
"Очень неприятно, что спортсмен, которого мы заменили, поднял шум. Айдос Тугельбаев – очень слабый спортсмен. И поэтому мы его заменили Еркебуланом Канафиным. Комитет спорта настаивал на том, чтобы включить только их спортсменов", - сообщила президент Национального сурдлимпийского Комитета РК Сауле Шакуова.
Однако в Министерстве культуры и спорта сообщили, что спортсменов выбирали исключительно по правилам и требованиям - то есть участник соревнования, который едет на сурдлимпиаду обязательно должен быть с нарушением слуха, членом национальной сборной Республики Казахстан и обязан пройти все отборочные соревнования.
"Министерство культуры и спорта отправило делегацию спортсменов, которые прошли все отборочные соревнования и сборы. Они все прошли аудиограмму. Впоследствии сурдлимпийский комитет РК самостоятельно дополнил эту заявку без согласования с нами дополнительных спортсменов, в том числе дзюдоистов. Поскольку, согласно правилам международного комитета, только национальные комитеты имеют право подавать заявку на участие, они заменили Айдоса Тугельбаева на Еркебулана Канафина", - сообщил вице-министр культуры и спорта Серик Жарасбаев.
"Оргкомитет игр выявил, что Еркебулан Канафин не проходит по всем требованиям. То есть он не является спортсменом, соответствующим сурдлимпийским играм, и уведомляет об этом обе стороны, как и сурдлимпийский комитет, так и комитет по делам спорта. Каким образом организаторы пропустили слышащего спортсмена, неизвестно. Мы будем разбираться позднее. Но факт произошел, этот спортсмен выиграл среди сурдолимпийцев золотую медаль", - заявили в Минспорта.
Нам не дали напрямую связаться с Еркебуланом Канафиным. На претензии в адрес спортсмена ответила вице-президент Национального сурдлимпийского комитета Айжан Чокина.
"В конце прошлого года или в начале этого, точно не помню, Еркебулан Канафин принес нам аудиограмму, что у него есть потеря слуха. Мы его отправили проверить своему сурдологу, и он подтвердил – у спортсмена действительно потеря слуха. Вот эти все заявления мне непонятны. Если международная комиссия его допускает, какие могут быть претензии у министерства спорта? Спортсмен прошел обследование на играх. Там пять различных специалистов из разных стран мира. Это не казахи, русские, украинцы, с кем можно договориться, если они на это намекают. Там были итальянцы, американцы. Спортсмены прошли обследование на их собственном оборудовании. Канафина проверяли на нескольких аппаратах", - подчеркнула Чокина.
Объяснила она и незнание языка жестов.
"Человек носит слуховой аппарат. Зачем ему изучать язык жестов, если он с аппаратом все прекрасно слышит. Вы должны понять, что человек вчера был здоров, а потом вследствие многих факторов он может оглохнуть", - сообщила Чокина.
Еркебулан Канафин, как оказалось, действительно выступал среди обычных спортсменов. Но на ковер вместе с ними не выходил уже более пяти лет. Теперь Национальный сурдлимпийский комитет намерен провести брифинг для журналистов в Нур-Султане. На вопросы журналистов ответят Сауле Шакуова, Айжан Чокина и Еркебулан Канафин. Приглашать сотрудников Министерства культуры и спорта комитет не намерен.
"Потому что у нас с ними произошел конфликт", - отметила Айжан Чокина.
Дата и время проведения пресс-конференции станут известны позже.
Талгат Сатыбалды